«Зима (Поля затянуты недвижной пеленой…)» К. Бальмонт
Поля затянуты недвижной пеленой, Пушисто-белыми снегами. Как будто навсегда простился мир с Весной, С её цветками и листками. Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену. Одна метель поёт, рыдая. Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну. Опять вернётся, Молодая. Она пока пошла бродить в чужих краях, Чтоб мир изведал сновиденья. Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах, И вьюгу слушает как пенье.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Былинки».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Зима»
Стихотворение «Зима» написано в 1905 году, довольно непростом в жизни поэта. Его захлестнули революционные настроения. Внешний мир, наблюдаемый и фиксируемый им, вызвал, возможно, ассоциации с политической обстановкой.
Произведение к жанру пейзажной лирики. Основной образ стихотворения – природа, его тема – наступление зимы и связанные с ним природные метаморфозы, ключевые слова произведения – «мир» и «снег».
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- перифразы – «пелена» имеется в виду снежный покров, «круг» – круговорот – это и смена сезонов и перемены в самом широком смысле этого слова;
- эпитеты – «пушисто-белые снега», «недвижная пелена», «звонкий ключ» – помогают автору создать зрительные и звуковые образы;
- сравнение – «мир как будто простился» – оно вносит грустные ноты прощания и потери;
- ряды однородных членов предложения – «Весной, цветками, листками», «лежит, слушает» – позволяют точно охарактеризовать замирающую природу;
- инверсию – «простился мир», «окован ключ», «видел он», которая позволяет соблюсти стихотворный размер и одновременно создать акцент на подлежащем;
- олицетворения – «мир простился», «ключ окован (то есть скован, обездвижен)», «он (ключ) у Зимы в плену», «метель поет, рыдая», «Солнце любит», «оно (Солнце) хранит Весну», «она (Весна) пошла бродить», «мир изведал сновиденья», «он (мир) слушает вьюгу» – используются для того, чтобы уподобить явления людям и сделать картину мира более наглядной;
- лексический повтор – «… видел он … , что он лежит» – создает акцент на ключевом слове;
- синтаксический параллелизм – «чтобы мир изведал … , чтоб видел он…»;
- аллитерацию – «окован звонкий ключ», «цветками и листками», «пошла … в чужих краях», «лежит и слушает» – повторение шипящих звуков как будто призывает читателя тишине и умиротворению;
- эллипсис – «(она) опять вернется»;
- контекстуальные синонимы – «сон, сновиденья» – позволяют избежать самоповторов;
- лексику высокого стиля – «изведал»;
- контекстуальные антонимы – «звонкий (звенящий, подвижный) – недвижная».
Стихотворение пронизано покоем, ожиданием перемен, пусть и тревожащих, но оно не оставляет чувства безысходности. Напротив, оно несет жизнеутверждающий мотив возвращения весны. А зима должна оставаться благодатным, хоть и вынужденным периодом покоя и подведения итогов.