Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Зима» К. Бальмонт

Поля затянуты недвижной пеленой,
‎     Пушисто-белыми снегами.
Как будто навсегда простился мир с Весной,
‎‎     С её цветками и листками.

Окован звонкий ключ. Он у Зимы в плену.
‎‎     Одна метель поёт, рыдая.
Но Солнце любит круг. Оно хранит Весну.
‎‎     Опять вернётся, Молодая.

Она пока пошла бродить в чужих краях,
‎     Чтоб мир изведал сновиденья.
Чтоб видел он во сне, что он лежит в снегах,
‎‎     И вьюгу слушает как пенье.

Дата создания: 1905 г.

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Зима»

Стихотворение «Зима» написано в 1905 году, довольно непростом в жизни поэта. Его захлестнули революционные настроения. Внешний мир, наблюдаемый и фиксируемый им, вызвал, возможно, ассоциации с политической обстановкой.

Произведение к жанру пейзажной лирики. Основной образ стихотворения – природа, его тема – наступление зимы и связанные с ним природные метаморфозы, ключевые слова произведения – «мир» и «снег».

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • перифразы – «пелена» имеется в виду снежный покров, «круг» – круговорот – это и смена сезонов и перемены в самом широком смысле этого слова;
  • эпитеты – «пушисто-белые снега», «недвижная пелена», «звонкий ключ» – помогают автору создать зрительные и звуковые образы;
  • сравнение – «мир как будто простился» – оно вносит грустные ноты прощания и потери;
  • ряды однородных членов предложения – «Весной, цветками, листками», «лежит, слушает» – позволяют точно охарактеризовать замирающую природу;
  • инверсию – «простился мир», «окован ключ», «видел он», которая позволяет соблюсти стихотворный размер и одновременно создать акцент на подлежащем;
  • олицетворения – «мир простился», «ключ окован (то есть скован, обездвижен)», «он (ключ) у Зимы в плену», «метель поет, рыдая», «Солнце любит», «оно (Солнце) хранит Весну», «она (Весна) пошла бродить», «мир изведал сновиденья», «он (мир) слушает вьюгу» – используются для того, чтобы уподобить явления людям и сделать картину мира более наглядной;
  • лексический повтор – «… видел он … , что он лежит» – создает акцент на ключевом слове;
  • синтаксический параллелизм – «чтобы мир изведал … , чтоб видел он…»;
  • аллитерацию – «окован звонкий ключ», «цветками и листками», «пошла … в чужих краях», «лежит и слушает» – повторение шипящих звуков как будто призывает читателя тишине и умиротворению;
  • эллипсис – «(она) опять вернется»;
  • контекстуальные синонимы – «сон, сновиденья» – позволяют избежать самоповторов;
  • лексику высокого стиля – «изведал»;
  • контекстуальные антонимы – «звонкий (звенящий, подвижный) – недвижная».

Стихотворение пронизано покоем, ожиданием перемен, пусть и тревожащих, но оно не оставляет чувства безысходности. Напротив, оно несет жизнеутверждающий мотив возвращения весны. А зима должна оставаться благодатным, хоть и вынужденным периодом покоя и подведения итогов.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


1 декабря 1869 г. родилась Мирра Лохвицкая - русская поэтесса, основоположница русской «женской поэзии» XX века.

28 ноября 1880 г. родился Александр Блок.
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

27 ноября 1947 г. родился Григорий Остер, автор "Вредных советов".:
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А на встречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню,
В кухне твердый холодильник.
Тормозите лучше в папу.
Папа мягкий. Он простит.


Смотри также:



Справочник:


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах