Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Война» Н. Гумилёв

М. М. Чичагову

Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали – как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это – мирное селенье
В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»

1914 г.

Анализ стихотворения

Поэт отправился на фронт добровольцем, хотя по состоянию здоровья имел освобождение от военной службы и мог без труда отказаться от призыва. Первый год вызвал самые яркие перемены и впечатления: за храбрость и мужество Гумилев был отмечен двумя Георгиевскими крестами, а позже получил чин прапорщика. Тогда же появились поэтические тексты, составляющие небольшое наследие военной лирики Гумилева.

В основе стихотворения, датированного осенью 1914 г., лежит развернутое сравнение двух на первый взгляд противоположных занятий: разрушительного военного дела и созидательного крестьянского труда. Этой логике подчинено описание картины боя, в котором треск пулемета и звук пролетающих снарядов сравниваются с приметами деревенского пейзажа – лаем цепного пса и жужжанием пчел.

Лирический герой продолжает аналогию: победные крики солдат напоминают ему пение земледельцев после трудного дня жатвы. Комплекс сравнений подготавливает читателя к парадоксальному выводу о «мирном селенье» и «благостном вечере», с которыми ассоциируется батальная сцена в сознании автора.

Заявления о сходстве мирного и военного дел пересыпаны намеками на их отличия. Последние демонстрируются колористической лексикой с обозначением кроваво-красных оттенков: мед получает «ярко-красный» цвет, а поля обильно смочены в крови. Поэт акцентирует внимание на различиях при помощи метафоры: цель солдат-тружеников – посев подвига и урожай славы.

С началом третьего катрена претерпевает изменения стиль произведения: появляются возвышенные торжественные интонации, подкрепленные книжной лексикой. В этом отрывке содержатся ключевые моменты философской концепции поэта. Декларируются святость «величавого дела войны» и поддержка высших сил, выступающих на стороне русских солдат. Воинам помогают фантастические фигуры шестикрылых ангелов.

Вторая часть «Войны» выстроена в форме молитвы. Возвращаясь к сравнению мирной страды и ратного дела, герой просит благословить бойцов-тружеников. Искренность веры последних не вызывает сомнения: «их сердца горят» перед Богом, как свечи. В общей массе имеется избранный, о котором лирический герой печется больше всех: это воин, способный проявить снисхождение к поверженному врагу. Патриотический пафос стихотворения не противоречит гуманистическим идеалам, которые символизирует христианский «братский поцелуй».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах