Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Все они говорят об одном» И. Северянин

С. В. Рахманинову

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада – в любви…

И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам…

Монастырского леса озера,
Переполненные голубым,
Говорят: нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблен и любим…

1927 г.

Анализ стихотворения Северянина «Все они говорят об одном»

Стихотворение «Все они говорят об одном» написано в 1927 году. На эти годы И. В. Северянин уже много лет живет в эмиграции в Эстонии, но вынужденно разъезжает по Европе, эксплуатируя остатки былой известности и пытаясь обеспечить достойный образ жизни своему многочисленному семейству.

Он растерял молодецкий боевой пыл, эпатаж и научился ценить истинную привязанность, приобрел жизненный опыт. Тон стихотворения «Все они говорят об одном» ровный, практически камерный. В каждой строфе автор помещает отсылки к монастырю как религиозному институту – видимо, сорокалетний возрастной рубеж заставляет Игоря Васильевича, сбросившего шелуху былой популярности, задуматься об истинных ценностях.

Игорь Васильевич использует такие средства художественной выразительности:

  • кольцо – «Соловьи …сада, как и все …соловьи», «цветы с лаской, свойственной …цветам» – выделяет слова, на которых автор хочет сделать акцент;
  • симплока (повторение слов в смежных строках или фразах в их конце или середине) – «…одна есть отрада и что эта отрада…» – призвана выделить ключевое слово, и это слово – отрада;
  • эпитеты – «любимые уста», «… лазурнее взора»;
  • инверсии – «монастырского леса озера, «все на земле соловьи», «одна есть отрада» – позволяет поэту выстроить рифму;
  • эллипсис – «переполненные голубым (цветом)», «говорят: (что) нет лазурнее взора», «…отрада – (состоит) в любви», «есть заслуга – (это) прикоснуться…» – придает изложению лаконичность;
  • олицетворения – «соловьи… говорят», «цветы …говорят», «озера …говорят» – обозначают собеседников;
  • лексический повтор – «говорят, что одна есть…» – оформляет ссылку на единомышленников поэта в виде соловьев и цветов.

Каждая рифма заканчивается троеточиями, оформляющими таинственные умолчания, интригующими читателя, заставляющими его додумывать то, что не захотел или не смог сказать автор. Желание одухотворить, возвысить чувство любви заставляет автора использовать лексику высокого стиля – «взор», архаизмы «уста», «отрада».

Автор выбирает избитые поэтические образы – цветы и соловьев. Но стихотворение не содержит ни нотки пошлости – кажется, что оно написано восемнадцатилетним юношей, чьи чувства свежи и наивны. Автор помещает птиц, цветы и озера в монастырскую среду еще и для того, чтобы символически подчеркнуть их чистоту, неискушенность, а, следовательно, правдивость, ценность их свидетельств.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах