«К портрету» М. Лермонтов
Как мальчик кудрявый, резва,
Нарядна, как бабочка летом;
Значенья пустого слова
В устах ее полны приветом.Ей нравиться долго нельзя:
Как цепь ей несносна привычка,
Она ускользнет, как змея,
Порхнет и умчится, как птичка.Таит молодое чело
По воле – и радость и горе.
В глазах – как на небе светло,
В душе ее темно, как в море!То истиной дышит в ней всё,
То всё в, ней притворно и ложно!
Понять невозможно ее,
Зато не любить невозможно.
1840 г.
Анализ стихотворения Лермонтова «К портрету»
Стихотворение «К портрету» посвящено графине Александре Кирилловне Воронцовой-Дашковой, знакомой Лермонтова. Современники характеризовали ее как женщину изящную, грациозную, отличавшуюся тонким вкусом, остроумием, самоотверженностью. В доме супругов Воронцовых-Дашковых давались великолепные балы, бывать на которых считалось высокой честью. Согласно воспоминаниям писателя Владимира Александровича Соллогуба, каждую зиму одно из подобных празднеств посещали представители императорской фамилии. Девятого февраля 1841 года на такой бал к Воронцовым-Дашковым приехал Лермонтов. На тот момент он недавно вернулся с Кавказа, чтобы провести отпуск в Петербурге. На балу присутствовало около шестисот человек. Тем не менее, члены императорской фамилии Михаила Юрьевича заметили. Визит Лермонтова они сочли «неприличным и дерзким». В итоге Александре Кирилловне пришлось выводить поэта из дома, воспользовавшись черным ходом. Перед великим князем всю вину за неприятное происшествие она взяла на себя.
Впервые стихотворение «К портрету» было опубликовано в 1840 году в литературном журнале «Отечественные записки». В рассматриваемом тексте лирическая героиня предстает женщиной непостоянной («ей нравиться долго нельзя»), видавшей в жизни и радость, и горе, умеющей даже общие фразы произносить с необходимой долей участия («…значенья пустого слова в устах ее полны приветом»). Она выделяется из ряда светских дам девятнадцатого столетия. «К портрету» – произведение, больше рассчитанное на современников поэта, нежели направленное в века. Это стихотворение – эффектное подношение представительнице прекрасного пола, явно пользовавшейся уважением со стороны Лермонтова. Литературоведы давно выяснили, с каким именно портретом связан текст. Речь идет о литографии, изготовленной в 1840 году известным французским художником Анри Греведоном. К сожалению, разыскать ее исследователям творчества Михаила Юрьевича до сих пор не удалось. Скорей всего, она безвозвратно утеряна.
Графиня Воронцова-Дашкова вдохновляла не только Лермонтова. Именно она послужила прототипом княгини Р. в тургеневском романе «Отцы и дети» (1862). Некоторые ее черты позаимствовал Некрасов для создания женского образа в стихотворении «Княгиня» (1856). Кстати, Николай Алексеевич упоминает и произведение «К портрету», когда перечисляет, что осталось от умершей героини:
…Да в строфах небрежных русского поэта
Вдохновленных ею чудных два куплета…