Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Анализ стихотворений, Иван Суриков

«Мороз» И. Суриков

Смотрит с неба месяц бледный,
Точно серп стальной;
По селу мороз трескучий
Ходит сам-большой.

По заборам, по деревьям
Вешает наряд;
Где идет, в снегу алмазы
По следу горят.

Шапка набок, нараспашку
Шуба на плечах;
Серебром сияет иней
На его кудрях.

Он идет, а сам очами
Зоркими глядит:
Видит он, – вот у калитки
Девица стоит…

Поглядел, тряхнул кудрями, –
Звонко засвистал –
И пред девицей любимым
Молодцом предстал.

«Здравствуй, сердце!.. здравствуй, радость!» –
Он ей говорит;
Сам же жгучими очами
В очи ей глядит.

«Здравствуй, Ваня! Что ты долго?
Я устала ждать.
На дворе такая стужа,
Что невмочь дышать…»

И мороз рукой могучей
Шею ей обвил,
И в груди ее горячей
Дух он захватил.

И в уста ее целует –
Жарко, горячо;
Положил ее головку
На свое плечо.

И очей не сводит зорких
Он с ее очей;
Речи сладкие такие
Тихо шепчет ей:

«Я люблю тебя, девица,
Горячо люблю.
Уж тебя ли, лебедицу
Белую мою!»

И все жарче он целует,
Жарче, горячей;
Сыплет иней серебристый
На нее с кудрей.

С плеч девичьих душегрейка
Съехала долой;
На косе навис убором
Иней пуховой.

На щеках горит румянец,
Очи не глядят,
Руки белые повисли,
Ноги не стоят.

И красотка стынет… стынет…
Сон ее клонит…
Бледный месяц равнодушно
Ей в лицо глядит.

Анализ стихотворения Сурикова «Мороз»

Многие стихотворения И. З. Сурикова считаются народными, а имя русского поэта-самородка сегодня почти забыто. Между тем удивительная напевность и красота его стихов стала причиной того, что они во множестве положены на музыку.

Стихотворение «Мороз» написано двадцатичетырехлетним поэтом, который разрывался между необходимостью зарабатывать на кусок хлеба и непреодолимой потребностью писать, в 1865 году, когда некоторые из его стихов уже были опубликованы и положительно оценены критиками. Выразительные средства, использованные автором, говорят об уверенном владении словом и безупречном вкусе. Среди таких средств:

  • эпитеты – «бледный месяц», «трескучий мороз», «жгучие очи», «могучая рука», «горячая грудь», «сладкие речи», «серебристый иней» – создают идеальный образ хитрого соблазнителя;
  • сравнение – «месяц, точно серп» – классический поэтический прием;
  • олицетворения – «мороз ходит, вешает наряд», «смотрит месяц», «горит румянец», «ноги не стоят», «сон клонит», «месяц равнодушно глядит» – помогают автору сделать героями стихотворения даже природные явления;
  • инверсия – «месяц бледный», «серп стальной», «мороз трескучий», «смотрит месяц», «очами зоркими», «рукой могучей», « в груди ее горячей», «речи сладкие», «лебедицу белую», «иней серебристый», «с плеч девичьих», « иней пуховой», «руки белые», «горит румянец», «навис иней» – используется исключительно для усиления выразительности речи, ее задача – акцент на последнем слове в строфе;
  • метафоры – «алмазы горят», «сияет серебром», «дух захватил», «иней навис убором»;
  • парцелляция (членение предложения) – «По селу мороз … ходит… . По заборам вешает наряд… . Шапка набок…», «…дух он захватил. И в уста ее целует…»;
  • ряды однородных членов предложения – «поглядел, тряхнул, засвистал, предстал», «идет, глядит, видит» – позволяют придать образу мороза-искусителя необходимую выпуклость;
  • умолчания – «…девица стоит…», «сон ее клонит…» – создают интригу, вынуждая читателя додумывать окончание сцены;
  • риторические восклицания – «Здравствуй, сердце!..», «Здравствуй, радость!» «Здравствуй, Ваня!», «Уж тебя ли, лебедицу!..» и риторический вопрос – «Что ты долго?» – отражают эмоциональность диалога;
  • симплока (повторение слов в смежных стихах или фразах при разной середине или начале и конце) – «люблю тебя, … горячо люблю», «все жарче … целует, жарче…» – позволяет выделить ключевое слово;
  • градация – «жарче, горячей»;
  • лексический повтор – «красотка стынет… стынет…» – подчеркивает трагизм происходящего;
  • архаизмы – «кудри», «очи», «девица», «уста», «невмочь»;
  • синтаксический параллелизм – «И мороз рукой могучей…», «И в уста ее целует…», «И очей не сводит…», «И все жарче он целует…», «И красотка стынет…» – служит в тексте средством связи предложений;
  • аллитерация (повторение однородных согласных) – «шапка набок, нараспашку шуба…» – подчеркивает удальство молодца-мороза, его разгульный характер.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «головка», «красотка» – иллюстрируют бережное, сочувственное отношение автора к героине своего стихотворения. Оборот «сам-большой» означает «независимый, самовластный, хозяин сам себе».

Стихотворение с простым сюжетом заключает в себе глубокий смысл. Оно приглашает читателя поразмыслить об ответственности за каждый совершенный поступок. В рамках произведения мороз олицетворяет необузданную силу, действующую по собственному произволу, которая ради минутной прихоти губит живое существо. Так зачастую мы, пытаясь полюбоваться узором на крыльях бабочки, навсегда лишаем ее способности взлететь, а затем брезгливо отбрасываем ее, поспешно вытирая с пальцев пыльцу.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах