«Песня (Я люблю кровавый бой…)» Д. Давыдов
Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! Сабля, водка, конь гусарской, С вами век мне золотой! Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! За тебя на черта рад, Наша матушка Россия! Пусть французишки гнилые К нам пожалуют назад! За тебя на черта рад, Наша матушка Россия! Станем, братцы, вечно жить Вкруг огней, под шалашами, Днем – рубиться молодцами, Вечерком – горелку пить! Станем, братцы, вечно жить Вкруг огней, под шалашами! О, как страшно смерть встречать На постели господином, Ждать конца под балхадином И всечасно умирать! О, как страшно смерть встречать На постели господином! То ли дело средь мечей: Там о славе лишь мечтаешь, Смерти в когти попадаешь, И не думая о ней! То ли дело средь мечей: Там о славе лишь мечтаешь! Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской! Сабля, водка, конь гусарской, С вами век мне золотой! Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской!
1815 г.
Анализ стихотворения Д. В. Давыдова «Песня (Я люблю кровавый бой…)»
Стихотворение «Песня» написано в 1815 году. Написанное в форме дружеского обращения к единомышленникам, оно несет мощный патриотический посыл. Стихотворение пронизано жаждой деятельности на благо Отчизны: каждая его строка отражает удаль, военную доблесть и неуемный темперамент автора. Безусловно, лирический герой представляется художественным двойником Дениса Васильевича.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «кровавый бой», «гнилые французишки»;
- метафору – «золотой век», в контексте речи она означает период наибольшего благоденствия конкретного человека, наивысших его достижений в карьере, апогея славы, исполнения желаний;
- инверсию – «службы царской», «конь гусарской»;
- риторические восклицания – «Я рождён для службы … !», «Пусть пожалуют …!» , «О, как страшно встречать!..» – придают произведению патетический тон;
- ряд однородных членов предложения – «сабля, водка, конь» – обозначает значимые для героя вещи;
- обращения – «Наша матушка Россия!», «братцы»;
- сравнения – «рубиться молодцами», «встречать господином»;
- антитезу – «Днём – рубиться …, вечерком – … пить!»;
- синекдоху – «ждать под балдахином (навесом над кроватью – автор подразумевает комфортные условия)», «средь мечей (то есть в ходе битвы, в среде вооруженных людей)», «жить вкруг огней (то есть у костров – имеется в виду походная жизнь)», которая сокращает текст, делая одновременно изложение образным и метким;
- олицетворение – «смерти в когти»;
- анафору – «я люблю…, я рожден…», которая, выдвигая на первый план личность лирического героя, делает стихотворение своеобразным личным манифестом;
- слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «матушка», «вечерок», «французишки» – являются факторами субъективной оценки;
- эллипсис – «за тебя на черта (напасть) рад» – используется для гармоничной рифмовки;
- иронию – «пусть … пожалуют назад» – вежливое, церемонное приглашение разбитым наголову врагам вернуться в сочетании с эпитетом «гнилые» звучит едкой насмешкой.
Невзирая на жесткий зачин, лирический герой не проявляет кровожадности. Он лишь демонстрирует готовность отстоять интересы Родины любой ценой. Оборот «вечно жить» не стоит понимать буквально. Автор, естественно, не надеется жить вечно, он лишь призывает боевых друзей посвятить остаток жизни военной службе. Выражение «я рожден для службы царской» демонстрирует не только личную преданность монарху, но государственнический подход автора.
Автор: Денис Давыдов