«Пламя (Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови…)» К. Бальмонт
Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови.
Любить? – Любя, убить, – вот красота любви.
Я только миг люблю, и удаляюсь прочь.
Со мной был яркий день, за мной клубится ночь.Я не люблю тебя Мне жаль тебя губить
Беги, пока еще ты можешь не любить.
Как жернов буду я для полу детских плеч.
Светить и греть?.. – Уйди! Могу я только жечь.
Сборник «Тишина» (1897). Раздел «Аккорды».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Пламя»
Стихотворение «Пламя» написано в период творческого расцвета Константина Дмитриевича. Оно относится к жанру интимной лирики и отражает всю сложность отношений любящих людей.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- парцелляцию (намеренное членение предложения) – «Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови», «Я не люблю тебя. Мне жаль … губить», которая позволяет интонационно выделить каждый фрагмент, «рубленая» речь подчеркивает непреклонность намерений лирического героя;
- синекдоху – замена по типу «часть-целое» – «восторг» – подразумевается счастье, всеобъемлющее воодушевление, которые приносит любовь;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «Любить? – Любя, убить…», «тебя губить» – звонкий согласный является мощным средством звукописи;
- олицетворение – «красота любви»;
- инверсию – «был день», «клубится ночь», «могу я» – она позволяет осуществить рифмовку;
- контекстуальные антонимы – «люблю – удаляюсь», «день – ночь», «греть – жечь» – призваны подчеркнуть разность жизненных установок любящих;
- эпитет – «ясный день» – описывает мимолетный разгар чувства, который тем и ценен;
- сравнение – «буду как жернов» – то есть смертельно опасное обременение;
- риторические вопросы – «Любить?», «…греть?..» – вопросительная интонация придает оттенок иронии, подчеркивает то, что лирический герой исключает такую возможность;
- риторическое восклицание – «Уйди!» – отражает накал чувств, глубину отчаяния – герой как будто отказывается ручаться за себя;
- синонимы – «уйди, уходи» – создают акцент на ключевом слове;
- лексические повторы – «со мной… – за мной…», «не люблю тебя. Мне жаль тебя…» – выделяют героев стихотворения;
- оксюморон – «любя, убить» – используя его, автор концентрирует внимание на разрушительности чувства лирического героя;
- ряды однородных членов предложения – «люблю, удаляюсь», «светить, греть».
И побуждение, и запрет, выражаемые героем, обозначены глаголами повелительного наклонения – «уходи», «не зови», «беги», «уйди», интонацией. Произведение поражает обилием глаголов. Они создают впечатление стремительности событий, придают речи сбивчивость, спонтанность.
Хрупкость любимой подчеркнута определением «полудетские» в применении к ее сложению. Трезво оценивая себя, герой сознательно отказывается от отношений, понимая их гибельность.