Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Константин Бальмонт

«Пламя (Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови…)» К. Бальмонт

Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови.
Любить? – Любя, убить, – вот красота любви.
Я только миг люблю, и удаляюсь прочь.
Со мной был яркий день, за мной клубится ночь.

Я не люблю тебя Мне жаль тебя губить
Беги, пока еще ты можешь не любить.
Как жернов буду я для полу детских плеч.
Светить и греть?.. – Уйди! Могу я только жечь.

Сборник «Тишина» (1897). Раздел «Аккорды».

Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «Пламя»

Стихотворение «Пламя» написано в период творческого расцвета Константина Дмитриевича. Оно относится к жанру интимной лирики и отражает всю сложность отношений любящих людей.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • парцелляцию (намеренное членение предложения) – «Нет. Уходи скорей. К восторгам не зови», «Я не люблю тебя. Мне жаль … губить», которая позволяет интонационно выделить каждый фрагмент, «рубленая» речь подчеркивает непреклонность намерений лирического героя;
  • синекдоху – замена по типу «часть-целое» – «восторг» – подразумевается счастье, всеобъемлющее воодушевление, которые приносит любовь;
  • аллитерацию (повторение однородных согласных) – «Любить? – Любя, убить…», «тебя губить» – звонкий согласный является мощным средством звукописи;
  • олицетворение – «красота любви»;
  • инверсию – «был день», «клубится ночь», «могу я» – она позволяет осуществить рифмовку;
  • контекстуальные антонимы – «люблю – удаляюсь», «день – ночь», «греть – жечь» – призваны подчеркнуть разность жизненных установок любящих;
  • эпитет – «ясный день» – описывает мимолетный разгар чувства, который тем и ценен;
  • сравнение – «буду как жернов» – то есть смертельно опасное обременение;
  • риторические вопросы – «Любить?», «…греть?..» – вопросительная интонация придает оттенок иронии, подчеркивает то, что лирический герой исключает такую возможность;
  • риторическое восклицание – «Уйди!» – отражает накал чувств, глубину отчаяния – герой как будто отказывается ручаться за себя;
  • синонимы – «уйди, уходи» – создают акцент на ключевом слове;
  • лексические повторы – «со мной… – за мной…», «не люблю тебя. Мне жаль тебя…» – выделяют героев стихотворения;
  • оксюморон – «любя, убить» – используя его, автор концентрирует внимание на разрушительности чувства лирического героя;
  • ряды однородных членов предложения – «люблю, удаляюсь», «светить, греть».

И побуждение, и запрет, выражаемые героем, обозначены глаголами повелительного наклонения – «уходи», «не зови», «беги», «уйди», интонацией. Произведение поражает обилием глаголов. Они создают впечатление стремительности событий, придают речи сбивчивость, спонтанность.

Хрупкость любимой подчеркнута определением «полудетские» в применении к ее сложению. Трезво оценивая себя, герой сознательно отказывается от отношений, понимая их гибельность.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах