Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«В полночный час я встану и взгляну…» И. Бунин

* * *

В полночный час я встану и взгляну
На бледную высокую луну,
И на залив под нею, и на горы,
Мерцающие снегом вдалеке…
Внизу вода чуть блещет на песке,
А дальше муть, свинцовые просторы,
Холодный и туманный океан…

Познал я, как ничтожно и не ново
Пустое человеческое слово,
Познал надежд и радостей обман,
Тщету любви и терпкую разлуку
С последними, немногими, кто мил,
Кто близостью своею облегчил
Ненужную для мира боль и муку,
И эти одинокие часы
Безмолвного полуночного бденья,
Презрения к земле и отчужденья
От всей земной бессмысленной красы.

25 августа 1922 г.

Анализ стихотворения Бунина «В полночный час я встану и взгляну…»

К концу лета 1922 г. творческий кризис, обусловленный ностальгией и бытовой неустроенностью Буниных-эмигрантов, сменился подъемом. 25 августа поэт создает три произведения, в число которых входит и анализируемый текст. Созвучность этих стихотворений определяется элегическими мотивами, медитативным настроением лирического «я», господством печальных интонаций. Душа героя, в которой царит безнадежность, не может принять радости и света, явленных в картинах окружающей природы: они кажутся противоестественными, обманчивыми, противоречащими истинной ситуации.

В анализируемом произведении встречаются реминисценции из пушкинского наследия. Лирическая ситуация, представляющая субъекта речи в часы изнуряющего ночного бдения, аналогична позиции героя «Воспоминания». В обоих случаях предметом изображения становятся тяжелые раздумья, мешающие отдыху. Угрюмый морской пейзаж, навевающий скорбные мысли, напоминает мрачный ночной океан, по которому плывет путешественник из «Погасло дневное светило…» Одиночество, разочарование, саднящие «сердца раны» – портрет бунинского героя близок к настроению пушкинского элегика.

Стихотворение начинается пейзажной зарисовкой: перед созерцателем открывается вид на залив и вершины гор. В лунном свете мерцают прибой и далекие снежные пики, однако общей доминантой картины являются «муть», мрачный сероватый туман и безбрежность холодного океана.

Наблюдая величественный, но темный и безрадостный вид, герой обращается к собственным мыслям. Последним посвящена вторая строфа, которая значительно объемнее начальной. Изображая настроение субъекта речи, автор оперирует абстрактными категориями: его мыслитель разочаровался в любви и земных радостях, в высоком смысле творчества и благодатной силе природы. Позиция отрицания сообщает бунинскому созерцателю черты романтического героя, и это обстоятельство также указывает на глубинную связь анализируемого текста с классической традицией.

Сгладить остроту внешнего конфликта способны немногие близкие и преданные люди, однако и в этом случае побеждают жизненные диссонансы. Дружба и участие заканчиваются неумолимой, «терпкой» и горестной разлукой. Интонации непримиримости крепнут в концовке: герой, полный презрения к окружающему миру, наделяет земную красоту оценочным эпитетом «бессмысленная».

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах