Как писать стихи

«Подруги» В. Брюсов


«Подруги» Валерий Брюсов

Три женщины, грязные, пьяные,
Обнявшись, идут и шатаются.
Дрожат колокольни туманные,
Кресты у церквей наклоняются.

Заслышавши речи бессвязные,
На хриплые песни похожие,
Смеются извозчики праздные,
Сторонятся грубо прохожие.

Идут они, грязные, пьяные,
Поют свои песни, ругаются…
И горестно церкви туманные
Пред ними крестами склоняются.

Анализ стихотворения Брюсова «Подруги»

Стихотворение В. Я. Брюсова «Подруги» относится к раннему периоду творчества. Дата его создания – 27 сентября 1895 года. Произведение входит в раздел «Будни» в сборнике «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Оно написано амфибрахием, состоит из трёх четверостиший с характерной для брюсовской лирики стройной перекрёстной рифмой.

Поэт в стихотворении выступает в качестве рассказчика. Он наблюдает за тем, как по улице бредут три пьяные женщины. Очень точно автор описывает вид и поведение всех действующих лиц. Вот обыватели, ставшие невольными свидетелями неподобающего для представительницы прекрасного пола поступка. «Сторонятся грубо», – так описывает отношение прохожих Валерий Яковлевич. С ухмылкой глядят извозчики, которые привыкли к виду захмелевших горожан; они воспринимают зрелище как забавное представление.

А вот сами героини. Для того чтобы дать читателю полное представление об их виде, поэт использует эпитеты «пьяные», «грязные»; их «речи бессвязные» автор сравнивает с «хриплыми песнями». Всего несколько слов требуется поэту, чтобы создать реалистичный образ. Его «пьянчужки» ведут себя в точности, как настоящие люди в алкогольном угаре – они идут неровной походкой, поддерживая друг друга, о чём-то переругиваются, теряют равновесие и падают, пачкаясь в уличной грязи.

Женщины проходят мимо храмов. Валерий Яковлевич использует здесь двойственный символ:
Дрожат колокольни туманные,
Кресты у церквей наклоняются.
Можно понять этот образ прямо: даже зданиям стыдно за непристойное поведение героинь, ведь своим видом они попирают священную миссию женщины – служить достойным примером для детей. С другой стороны, возможно, это в глазах выпивох очертания церквей расплываются, и весь окружающий мир становится мутным как в тумане.

Показательно, что в стихотворении три главных героини, совсем как в народных преданиях (три царевны, три богатыря и др.) или мифах (три норны, триединство бога, три главных бога в греческой мифологии и т. д.). Думается, что три пьяных женщины – это отсылка к образу волхвов из новозаветных сказаний. Однако в библейской легенде старцы шли, чтобы поклониться младенцу Христу. В произведении же священные храмы склоняются перед героинями.

Образ пьяных русских женщин, бредущих мимо церквей, очень глубок. Захмелевший мужик в нашей стране – не диковинка. Всем известно, что уставший от тяжёлого труда крестьянин или рабочий пойдёт успокаивать душу спиртным в кабаке. Но если топить печаль идёт баба, значит, жизнь её стала совсем непосильна. Потому-то и клонятся кресты и колокольни перед героиней, которая символизирует, возможно, Россию, прозябающую в невыносимой бедности и горе.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах