«Два чувства дивно близки нам…» А. Пушкин
* * * Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как . . . . . . . . пустыня
И как алтарь без божества.
Первая половина октября 1830 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам…»
Стихотворение «Два чувства…» написано А. С. Пушкиным в плодотворную болдинскую пору в первой половине октября 1830 года и при жизни поэта так и не было опубликовано.
Будучи лирическим по форме, оно имеет явное философское углубление. В произведении отсутствует лирический герой, а рассуждение проводится от имени автора. Оно выражает порыв души, мысль, тревожащую поэта. Ни один человек не может жить без корней – и Пушкин, сознавая социальную ответственность дворянства как хранителя исторической памяти, живо интересовался славной историей своей семьи, своей родословной. Перспектива скорой женитьбы сделала для поэта актуальной тему дома как места, в котором человек живет своей подлинной жизнью.
Центральное место произведения занимают отточенные поэтические формулы – «любовь к пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Они утверждаются в качестве статуса общечеловеческих ценностей. В составе оборотов слово «любовь» является эвфемизмом, заменой понятий «уважение» и «гордость».
Средства художественной выразительности, которые использует поэт метонимия – «любовь к пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «пища сердца». В качестве других выразительных средств используются эпитеты – «животворящая святыня», «родное пепелище», олицетворение – «земля мертва», сравнения – «земля, как … пустыня, как … алтарь». Используется и перенос смысла – слово «пепелище» в контексте приобретает значение дома, унаследованного от предков, места, где пылал родительский очаг.
Пропуск во второй строфе, как утверждают издатели, редактировавшие стихотворение, могла выглядеть следующим образом: как без оазиса (источника) пустыня, где источник – красивый библейский образ духовного начала самой жизни, ее абсолютного смысла. Но такое решение, видимо, показалось автору слишком очевидным, и он не принял его.
Слово «гробы» употреблено поэтом, конечно, не в прямом значении средства погребения. Отеческие гробы метафорически символизируют ушедших в мир иной славных предков, а любовь к отеческим гробам – наследственную память, личное историческое сознание и неразрывную связь поколений, столь характерную для русской ментальности. Эта духовная связь позволяет говорить о прочных корнях, которые и делают человека патриотом. Чувство родины для поэта свято, и недаром он использует религиозную лексику – святыня, алтарь, божество. Это свидетельствует о глубоких духовных исканиях поэта.
Произведение стало апелляцией к истории своего рода и ответом на издевательский памфлет своего вечного противника Ф.В. Булгарина, попыткой отстоять личное достоинство. Небольшое по объему сочинение написано высоким слогом и символизирует слияние большой истории отечества и конкретной семейной истории.