Как писать стихи

«Два чувства дивно близки нам…» А. Пушкин


«Два чувства дивно близки нам…» Александр Пушкин

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

Анализ стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам…»

Стихотворение «Два чувства…» написано А.С Пушкиным в плодотворную болдинскую пору в первой половине октября 1830 года и при жизни поэта так и не было опубликовано.

Будучи лирическим по форме, оно имеет явное философское углубление. В произведении отсутствует лирический герой, а рассуждение проводится от имени автора. Оно выражает порыв души, мысль, тревожащую поэта. Ни один человек не может жить без корней – и Пушкин, сознавая социальную ответственность дворянства как хранителя исторической памяти, живо интересовался славной историей своей семьи, своей родословной. Перспектива скорой женитьбы сделала для поэта актуальной тему дома как места, в котором человек живет своей подлинной жизнью.

Центральное место произведения занимают отточенные поэтические формулы — «любовь к пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Они утверждаются в качестве статуса общечеловеческих ценностей. В составе оборотов слово «любовь» является эвфемизмом, заменой понятий «уважение» и «гордость».

Средства художественной выразительности, которые использует поэт метонимия — «любовь к пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «пища сердца». В качестве других выразительных средств используются эпитеты — «животворящая святыня», «родное пепелище», олицетворение — «земля мертва», сравнения – «земля, как … пустыня, как … алтарь». Используется и перенос смысла — слово «пепелище» в контексте приобретает значение дома, унаследованного от предков, места, где пылал родительский очаг.

Пропуск во второй строфе, как утверждают издатели, редактировавшие стихотворение, могла выглядеть следующим образом: как без оазиса (источника) пустыня, где источник — красивый библейский образ духовного начала самой жизни, ее абсолютного смысла. Но такое решение, видимо, показалось автору слишком очевидным, и он не принял его.

Слово «гробы» употреблено поэтом, конечно, не в прямом значении средства погребения. Отеческие гробы метафорически символизируют ушедших в мир иной славных предков, а любовь к отеческим гробам – наследственную память, личное историческое сознание и неразрывную связь поколений, столь характерную для русской ментальности. Эта духовная связь позволяет говорить о прочных корнях, которые и делают человека патриотом. Чувство родины для поэта свято, и недаром он использует религиозную лексику — святыня, алтарь, божество. Это свидетельствует о глубоких духовных исканиях поэта.

Произведение стало апелляцией к истории своего рода и ответом на издевательский памфлет своего вечного противника Ф.В. Булгарина, попыткой отстоять личное достоинство. Небольшое по объему сочинение написано высоким слогом и символизирует слияние большой истории отечества и конкретной семейной истории.

Метки:


Загрузка...
Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах