Валерий Брюсов: биография
Деянья всех людей – как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах – как детская забава.
Я исчерпал тебя до дна, земная слава.
В. Брюсов
Брюсов Валерий Яковлевич – поэт, прозаик, историк, литературный критик, переводчик, один из основоположников русского символизма.
Семья
Будущий поэт родился 1 (13 по н. с.) декабря 1873 г. в семье Якова Кузьмича Брюсова, купца средней руки, и его жены Матрены Александровны (в девич. Бакулиной).
Дед Валерия по отцу, Кузьма Андреевич, был по рождению крепостным крестьянином помещицы Ф. Алалыкиной, но 1850-х купил себе вольную, переехал в Москву, заделался торговцем и приобрёл крепкий дом на Цветном бульваре, в котором и прошли ранние годы поэта.
Дед по материнской линии, Александр Яковлевич Бакулин, был человеком разносторонним и безусловно одаренным, с 1872 г. по 1880 г. входил в число участников Суриковского кружка, с 1864 г. издавал журнал «Басни провинциала». Фамилией деда поэт впоследствии подписывал некоторые из своих публикаций.
Валерий был первым ребёнком в семье и, как он сам потом вспоминал, родители воспитывали его «на самых рациональных основах». Мальчик в 4 года самостоятельно научился читать, но в отличие от своих ровесников вместо сказок и всякой «чертовщины» изучал идеи Ч. Дарвина и принципы материализма. В то же время вниманием своим Брюсовы старшего сына не баловали: отец все свободное время проводил на скачках, просаживая семейное состояние на тотализаторе; мать занималась младшими детьми. Предоставленный самому себе Валерий с интересом читал «всё, что попадалось под руку», от книг Ж. Верна и М. Рида до научных статей и «французских бульварных романов». Из русских классиков своим литературным кумиром юноша считал Н. А. Некрасова.
Валерий получил блестящее образование: с 1885 г. по 1889 г. он обучался наукам в частной классической гимназии Ф. И. Креймана, из которой его отчислили за распространение атеистических идей, с 1890 г. по 1893 г. – в частной гимназии Л. И. Поливанова, где обнаружились его способности к точным наукам. После гимназии, в 1893 г., юноша поступил в Московский университет на отделение классической филологии историко-филологического факультета, затем, в 1895 г. перевелся на историческое отделение.
Период становления
Свою жажду познаний Брюсов проявил ещё в детстве, в гимназические годы сочинял стихи и вел рукописный журнал, будучи студентом, помимо литературы увлекался историей, философией, искусством, иностранными языками, театром и даже одно время играл на сцене московского Немецкого клуба.
Жизненные приоритеты молодого поэта определились на последнем курсе университета, когда Валерий вошёл в Литературно-художественный кружок, организованный московскими поэтами-символистами. Осознав свое призвание, Валерий Яковлевич, тут же определил себе место на вершине литературного Парнаса, о чем свидетельствует дневниковая запись: «Я рожден быть поэтом. Да! Да! Да!…» и далее: «Талант, даже гений, честно дадут только медленный успех, если дадут его. Этого мало! Мне мало! надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идёт вперёд, развивается, и будущее принадлежит ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!»
В те годы символизм в России не пользовался популярностью и, чтобы привлечь внимание публики к новому направлению, Брюсов решился на рискованный трюк: в 1894–1895 гг. он под псевдонимом Валерий Маслов выпустил 3 небольших сборника «Русские символисты», в которых опубликовал образцы «новой поэзии» – преимущественно собственные сочинения, подписанные разными фамилиями. В одну из книг вошло знаменитое брюсовское одностишье «О закрой свои бледные ноги» (эдакое «литературное коленце» по выражению С. Венгерова). Реакция критики, пусть и неоднозначная, не заставила себя долго ждать. О Брюсове заговорили: кто-то с недоумением, иные с откровенным пренебрежением, тем не менее, результат был достигнут – Валерий Яковлевич приобрёл известность в литературных кругах.
В 1894 г. судьба свела Брюсова с К. Бальмонтом. В литературных кругах этих двоих часто сравнивали с Моцартом и Сальери: Бальмонт – Моцарт, Брюсов – Сальери. На людях Валерий Яковлевич подчеркнуто называл своего старшего товарища братом, но подсознательно чувствовал, что поэтический талант Константина Дмитриевича превышает его собственный, и невероятно злился по этому поводу, хоть и не подавал виду. К этому же периоду относится знакомство Брюсова с И. Буниным. Некоторое время отношения между поэтами оставались дружескими, но в конце 90-х их пути разминулись. Также в круг общения скандально известного автора вошли К. Феофанов, Ф. Соллогуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус.
В 1895 г. поэт издал свой первый сборник, который назвал просто и без прикрас – «Chefs d’oeuvre» («Шедевры») и вновь стал объектом нападок со стороны критики. В 1897 г. в свет вышла вторая книга Брюсова – «Me eum esse» («Это я»), открывавшаяся стихотворением «Юному поэту». В 1899 г. Валерий Яковлевич окончил университет и решил целиком посвятить себя литературной деятельности. На протяжении нескольких лет он работал редакционным секретарем в журнале П. И. Бартенева «Русский архив», а затем стал одним из руководителей издательства «Скорпион». Кроме того, поэт охотно печатал в журнале «Ребус» статьи по эзотерике и оккультизму. Поговаривали, что Брюсов – весьма сильный чёрный маг. Было в его внешности и повадках нечто демоническое: кошачья грация, пронзительный взгляд и похожая на хищный оскал усмешка, отчего многие современники сравнивали поэта с волком. Валерий Яковлевич поддерживал миф о своем сверхъестественном даре и нередко устраивал для русской богемы спиритические сеансы.
Личная жизнь
Женщины в судьбе Валерия Брюсова играли немаловажную роль. Эротические фантазии по собственному признанию преследовали его едва ли не с раннего детства. Первое серьезное чувство настигло поэта ещё в студенческие годы. Однако роман был недолгим. Избранница поэта, Елена Краскова, скоропостижно скончалась от чёрной оспы. Ушедшей возлюбленной Брюсов посвятил множество проникновенных стихотворений, а в последних главах повести «Моя юность» девушка представлена в образе Нины. Почти сразу после смерти Елены Валерий Яковлевич сблизился с актрисой Натальей Дарузес (Талей), с которой вместе выступал в любительских спектаклях. Девушка сама призналась Брюсову в любви, но не встретила ответного чувства, и вскоре любовники расстались.
28 сентября 1897 г. Валерий Яковлевич женился на Иоанне Матвеевне Рунт, тихой и немногословной гувернантке своих сестёр, дочери обрусевшего чеха. Супругу своего приятеля З. Гиппиус ехидно называла «маленькой женщиной, необыкновенно обыкновенной». Решение жениться на гувернантке поэт принял спонтанно, увидев, как та яро защищает его рукописи от прибиравшей в доме нянюшки Секлетиньи, и, по всей видимости, ни разу не пожалел об этом. Свою избранницу Брюсов ласково величал Эдой и вспоминал о времени, проведенном с ней, как о самом светлом в жизни. В свою очередь Иоанна Матвеевна трепетно относилась к творчеству супруга и стоически терпела его походы на сторону. А донжуанский список Брюсова был и впрямь весьма внушителен: сам поэт насчитывал в нем не то 13, не то 14 имён.
В 1904 г. у поэта случился роман с Ниной Петровской. Экзальтированная писательница обратилась к Брюсову за помощью, чтобы при помощи магии вернуть любовь поэта Андрея Белого. Со временем образ бывшего любовника поблек, и Петровская воспылала страстью к Брюсову. Отношения внутри «любовного треугольника» вдохновили поэта на создание романа «Огненный ангел», в котором Нина выведена под именем Ренаты. Отношения закончились в 1908 г. К тому времени «Огненный ангел» был дописан, а Валерию Яковлевичу смертельно наскучили истерики Петровской, и он безжалостно с ней порвал. Петровская уехала заграницу, писала поэту письма, но Брюсов остался глух к её мольбам. В эмиграции Нина пристрастилась к вину и наркотикам, жила в нищете и, наконец, покончила с собой в одной из парижских ночлежек.
Трагедией закончилась и связь поэта с поэтессой Надеждой Львовой, которой посвящена книга-мистификация «Стихи Нелли». Несчастная застрелилась из подаренного поэтом револьвера, едва между ними наметился разрыв. Узнав об этом Брюсов спешно отбыл в Петербург, а затем в Ригу, в санаторий. Заминать дело о причастности поэта к самоубийству Львовой пришлось верной Иоанне-Эде.
Период расцвета
В 1900 г. издательство «Скорпион» выпустило брюсовский сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), посвященный К. Бальмонту. В книге Валерий Яковлевич выступает как певец индустриального города, восхищаясь звонками трамваев и кучами грязного снега, уличными пейзажами и бешеным темпом жизни. Урбанистическую тему продолжает поэт и в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»).
Имея вес в литературных кругах, Брюсов берет под своё «крыло» одних начинающих авторов и всячески препятствует другим, тем, кто по его мнению может превзойти его самого в поэтическом мастерстве. Справедливости ради стоит отметить, что у молодёжи Валерий Яковлевич вызывал неподдельный восторг. В разное время его творчеством были увлечены М. Волошин, Н. Гумилёв, А. Блок, А. Белый, В. Ходасевич, Эллис, М. Цветаева.
Вершиной творчества для Брюсова стал сборник «Stefanos» («Венок»), вышедший в 1905 г., в котором поэт отразил отношение к каждой из своих женщин. В начале 1910-х годов Валерий Яковлевич обратился к прозе, уделяя значительное внимание истории, критике и пушкинистике. В 1913 г. он выпустил сборник рассказов «Ночи и дни» об особенностях женской психологии. Успех у публики имели исторические романы «Алтарь Победы. Повесть IV века» и «Юпитер поверженный».
С началом Первой мировой войны Брюсов отправился на фронт в качестве военного корреспондента, но очень скоро его патриотический пыл сменился разочарованием и, вернувшись домой, поэт с присущим ему воодушевлением отдался переводческой деятельности. Произведения В. Гюго, Э. По, О. Уайльда и других авторов стали для Валерия Яковлевича отдушиной, убежищем от ужасов реальности. В 1915 г. Брюсов вместе с другими поэтами участвовал в грандиозном проекте по переводу и редактированию антологии «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней».
Брюсов и революция
Октябрьскую революцию Валерий Яковлевич принял восторженно и сразу начал сотрудничать с новой властью: заведовал Московской Книжной Палатой, занимал высокие должности в Охобре (отдел художественного образования), в Отделе ЛИТО НКП, работал в Госиздате и в Фотокиноотделе. В 1919 г. Брюсов выступил как теоретик стихосложения, выпустив книгу «Краткий курс науки о стихе».
В 1920 г. Валерий Яковлевич вступил в ряды коммунистической партии, спустя год возглавил Высший литературно-художественный институт, организованный по его же инициативе. Внешне в жизни поэта все обстояло благополучно, но в душе Брюсов переживал тяжелейший кризис. Он пытается обновить свою поэтику, экспериментирует с ударениями и аллитерациями, но тщетно… Все чаще в его произведениях звучат ноты усталости, разочарования и недовольства собственной жизнью.
В 1923 г., к своему 50-летнему юбилею, Валерий Яковлевич получил почетную грамоту от Советского правительства, в которой были отмечены многочисленные заслуги поэта «перед всей страной». В этом же году армянское правительство присвоило Брюсову звание народного поэта Армении.
На закате дней
К концу жизни поэт сильно изменился: выглядел неопрятным, понурым и больным (сказывалось пристрастие к морфию и курению). Теперь по большей части он проводил время дома, читая книги или занимаясь с Колей, маленьким племянником жены. Своих детей у супругов не было, и поэт с нескрываемым удовольствием тетешкал малыша.
Своё последние лето В. Я. Брюсов провёл в Коктебеле. Там он вновь встретился с Андреем Белым. Последний был потрясен переменами, произошедшими с другом молодости: «Мы вместе провели с ним дней десять в уютнейшем доме поэта М. Волошина, передо мной прошёл новый Брюсов, седой и согбенный старик, неуверенно бредущий по берегу моря и с подозрением поглядывающий на солнце. Меня поразили: его худоба, его хилость и кашель, мучительный, прерывающий его речь; по иному совсем поразили меня: его грустная мягкость, какая-то успокоенность, примиренное отношение к молодёжи, его окружавшей, огромнейший такт и умение слушать других…»
9 октября 1924 г. Валерий Яковлевич Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких. Похоронен поэт на Новодевичьем кладбище.