Можно ли обучить стихосложению?
Еще совсем недавно на прилавках книжных магазинов можно было встретить множество самоучителей, посвященных написанию стихотворений. Все эти книги обещали сделать из читателя поэта за n-ное количество дней. Однако авторы подобных произведений предпочитали не упоминать о том, что умение складывать слова в рифмованные строки и стихосложение – это две совершенно разные вещи.
Дело в том, что настоящая поэзия – это результат долгой работы разума, признак определенной душевной и интеллектуальной зрелости, приправленной особым мировоззрением, которое невозможно сформировать, просто прочитав учебник. Лучший пример здесь – детское восприятие. Малыши открыты к новым чувствам, эмоциям и переживаниям. Воспринимая все новое с совершенно иной точки зрения, отличной от точки зрения взрослого человека, дети и выражают свои мысли порой крайне неожиданно.
Любая литература для них не просто изложение сути неких событий, мыслей или чувств автора – это ценнейший источник информации, сильное эмоциональное переживание, множество открытий. Люди, сохранившие такие способности к чтению, имеют все шансы стать поэтами. Конечно, во многом способности к стихосложению определяются и тем, каким было становление личности автора в детские и юношеские годы, что его волновало, что он видел, выходя из дома, каким был уклад жизни в его семье. Любые самые незначительные на первый взгляд детали могут послужить стимулом к развитию творческих способностей.
В результате истинный поэт – это сильная и глубокая личность, воспитать которую намеренно не представляется никакой возможности. Однако, если несколько лет назад предлагалось не то, что намеренное воспитание, а просто всевозможные обучающие курсы, результатом которого должно было стать появление поэтических способностей, то сегодня ведутся дискуссии о том, что «функции» стихотворца можно поручить компьютерным программам.
Действительно, если задать определенное количество слов, ритмические закономерности, принципы созвучий, то программа может сгенерировать стихотворный текст. Вполне вероятно, что в нем даже будет некий смысл. Однако настоящей поэзии, настоянной на жизненном опыте автора, приправленной особенностями общества и времени в котором он жил, насыщенной сильными эмоциями и глубоким смыслом, все равно не получится.
Так и выходит, что все попытки прийти к искусственному стихосложению, путем ли выработки навыка складывать рифмованные строки или составления специальных алгоритмов для работы с текстом, заранее обречены на провал. Ведь настоящая поэзия – это не столько слова, подобранные и расставленные в определенном порядке, сколько серьезная работа разума и души, результат которой не всегда должен укладываться в заданные ритмикой и законами созвучия рамки.