Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Образ родной природы в стихах Апухтина

Опять проснулся я с природой!
И кажется, вновь надо мной
Все радостно грезит свободой,
Все веет и дышит весной.
А. Апухтин

Широкому читателю Алексей Николаевич Апухтин известен прежде всего как автор романсных стихов, положенных на музыку П. А. Чайковского, С. А. Рахманинова. Однако роль поэта в русской литературе куда более значительна. Главная тема его творчества – внутренний мир человека, и, хотя пейзажная лирика в апухтинской поэзии практически отсутствует, автор мастерски переплетает образы родной природы с переживаниями и размышлениями своего героя, делая картину более яркой.

Преемник Пушкина

Упражняться в стихосложении Алексей Апухтин начал ещё в детстве, и уже к 16 годам ему предрекали славу Пушкина. Сам же юноша, будучи большим поклонником Александра Сергеевича, в своих ранних сочинениях нередко подражал любимому автору. Взять, например, написанное еще в отрочестве стихотворение «Первый снег»:

Картин знакомый ряд встаёт передо мною,
Я вижу небеса, подернутые мглою,
И скатерть снежную на сглаженных полях,
И крыши белые, и иней на дровах…
Апухтинское «Прощание с деревней» звучит тоже весьма по-пушкински:
Прощай, приют родной, где я с мечтой ленивой
Без горя проводил задумчивые дни.
Благодарю за мир, за твой покой счастливый,
      За вдохновения твои!
Увы, в последний раз в тоскливом упоеньи
Гляжу на этот сад, на дальние леса…

По мнению литературоведов многие ранние стихотворения А. Апухтина буквально сотканы из пушкинских реминисценций, хотя в «Проселке» и «Деревенских очерках» отчётливо звучат некрасовские интонации:

По Руси великой, без конца, без края,
Тянется дорожка, узкая, кривая,
Чрез леса да реки, по степям, по нивам,
Все бежит куда-то шагом торопливым,
И чудес, хоть мало встретишь той дорогой,
Но мне мил и близок вид ее убогой.
Утро ли займется на небе румяном –
Вся она росою блещет под туманом;
Ветерок разносит из поляны сонной
Скошенного сена запах благовонный;
Все молчит, все дремлет, – в утреннем покое
Только ржи мелькает море золотое,
Да куда ни глянешь освеженным взором,
Отовсюду веет тишью и простором.
На гору ль въезжаешь – за горой селенье…

Здесь, представляя читателю покосившиеся крестьянские домишки на фоне мирной картины природы, автор размышляет о нелёгкой доле простого народа.

«Цветы запоздалые…»

Для поздней апухтинской лирики характерны меланхолические настроения. Уединившись в отцовском имении под Орлом, поэт пишет для узкого круга друзей. Главной темой для автора, в душе которого наметился надлом, является увядание сада, прощание с жизнью, тоска по несбывшемуся и желание насладиться последними мгновеньями. И, конечно, любимый образ – поздние цветы, уже увядающие, прихваченные первым морозцем, но ещё невыразимо прекрасные:

   Кончалось лето. Астры отцветали…
   Под гнетом жгучей, тягостной печали
      Я сел на старую скамью,
А листья надо мной, склоняяся, шептали
      Мне повесть грустную свою.

«Давно ли мы цвели под знойным блеском лета,
      И вот уж осень нам грозит,
      Не много дней тепла и света
      Судьба гнетущая сулит.
   Но что ж, пускай холодными руками
      Зима охватит скоро нас,
Мы счастливы теперь, под этими лучами,
      Нам жизнь милей в прощальный час.
Смотри, как золотом облит наш парк печальный,
Как радостно цветы в последний раз блестят,
      Смотри, как пышно-погребально
      Горит над рощами закат!
Мы знаем, что, как сон, ненастье пронесется,
Что снегу не всегда поляны покрывать,
Что явится весна, что все кругом проснется, –
      Но мы… проснемся ли опять?
      Вот здесь, под кровом нашей тени,
Где груды хвороста теперь лежат в пыли,
   Когда-то цвел роскошный куст сирени
      И розы пышные цвели.
   Пришла весна; во славу новым розам
      Запел, как прежде, соловей,
Но бедная сирень, охвачена морозом,
      Не подняла своих ветвей.
А если к жизни вновь вернутся липы наши,
      Не мы увидим их возврат,
   И вместо нас, быть может, лучше, краше
      Другие листья заблестят. –
   Ну что ж, пускай холодными руками
      Зима охватит скоро нас,
Мы счастливы теперь, под бледными лучами,
      Нам жизнь милей в прощальный час.
   Помедли, смерть! Еще б хоть день отрады…
А может быть, сейчас, клоня верхушки ив,
      Сорвёт на землю без пощады
      Нас ветра буйного порыв…
Желтея, ляжем мы под липами родными…
И даже ты, об нас мечтающий с тоской,
Ты встанешь со скамьи, рассеянный, больной,
      И, полон мыслями своими,
   Раздавишь нас небрежною ногой».

В 1892 г. для публикации в новом сборнике Алексей Николаевич предложил такое стихотворение:

Родник любви бежит на дне души глубоком.
Как пылью, засорен житейской суетой…

Но туча пронеслась с ненастьем и грозой, —
Родник бежит ручьём. Он вырвется потоком,
Он смоет сор и пыль широкою волной.

В этих строках – весь Апухтин: чувствуя ледяное дыхание неминуемой смерти, он свято верит в торжество новой жизни. Однажды, незадолго до кончины Алексей Николаевич произнёс: «Душа моя тепла…». Так оно и было. В своих стихах поэт остался для читателя тонко чувствующим и бесконечно искренним собеседником.


Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах