Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Почему Фета называют поэтом чистого искусства

Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.
А. Фет

Афанасий Афанасьевич Фет вошёл в историю русской литературы как поэт «чистого искусства». В своих стихотворениях он не поднимал острых социальных вопросов и обличительных тем. Для Фета творчество – служение красоте, любви и гармонии. Даже от понятий добра и зла искусство по мнению поэта должно быть освобождено. «Добро и зло – для человека, красота – для художника», – искренне считал Афанасий Афанасьевич и никогда не отступал от своего главного творческого принципа.

Многим читателям с детства полюбились живые фетовские строки:

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты…

Природа – одна из основных тем фетовской лирики. Свой стихотворный пейзаж поэт рисует неторопливо, любуясь открывающейся картиной:

Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

Не менее прекрасна и любовная лирика Фета. В молодости поэт пережил личную драму: не имея возможности жениться на любимой девушке, он оставил невесту, а вскоре получил известие о её смерти. Мария Лазич, так звали возлюбленную Афанасия Афанасьевича, погибла в результате трагической случайности: её лёгкое кисейное платье вспыхнуло не то от непотушенной папиросы, не то от опрокинувшейся лампадки, и несчастная сгорела заживо. С этого момента Фет стал известен как «певец печали». Марии Лазич (в мемуарах он называл её Еленой Лариной) поэт посвятил цикл самых нежных и пронзительных стихотворений. Фетовские строчки о любви звучат на редкость проникновенно:

Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.-
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!

Впоследствии Афанасий Афанасьевич удачно женился, однако на протяжении 40 лет он обращался в стихах к своей погибшей возлюбленной:

Что мне высказать тайная сила дала,
И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.
Та трава, что вдали, на могиле твоей,
Здесь, на сердце, чем старе оно, тем свежей,
И я знаю, взглянувши на звезды порой,
Что взирали на них мы как боги с тобой.
У любви есть слова, те слова не умрут.
Нас с тобой ожидает особенный суд;
Он сумеет нас сразу в толпе различить,
И мы вместе придем, нас нельзя разлучить!

В 1860-х развернулась ожесточенная борьба между революционными демократами и либералами, литературно более близкими Фету. Однако он не примкнул ни к тем, ни к другим, заявив, что поэт вовсе не обязан был быть гражданином. Поскольку «Современник», принадлежавший в то время Некрасову, окончательно утвердил революционную линию Чернышевского-Добролюбова, Афанасий Афанасьевич наотрез отказался от сотрудничества с журналом и осел в своём загородном имении. Своему главному литературному оппоненту поэт отомстил весьма нетривиальным способом: ослику, на котором Фет объезжал свои владения, он дал кличку Некрасов.

В поздней лирике Фета наблюдаются пессимизм и мизантропия Шопенгауэра. Как и немецкий философ, Афанасий Афанасьевич высказывает «беспредельное презрение к умственной черни на всех ступенях и функциях» и относит нравственность к низшим понятиям. По мнению Фета поэт должен быть свободен от требований морали и служить только красоте, находя в ней «исцеление от муки»:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Всё понял я: земля давно остыла
И вымерла. Кому же берегу
В груди дыханье? Для кого могила
Меня вернула? И мое сознанье
С чем связано? И в чем его призванье?
Куда идти, где некого обнять,
Там, где в пространстве затерялось время?
Вернись же, смерть, поторопись принять
Последней жизни роковое бремя.
А ты, застывший труп земли, лети,
Неся мой труп по вечному пути!

Тем временем в печати появились злобные пародии на лирические стихи Афанасия Афанасьевича. Больше всего досталось знаменитому фетовскому «Шепот, робкое дыханье…». Насмешки недоброжелателей обижали поэта, но ни одна из них не заставила его свернуть с выбранного пути. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки» — ответил на один из очередных выпадов А. А. Фет. До конца жизни он так и остался «чистым лириком», истинным ценителем красоты и гармонии.


Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.

26 февраля написаны: Русская песня (Не скажу никому…) (Алексей Кольцов) 1840 г. Деревенский вечер (Алексей Апухтин) 1856 г. Как трудно повторять живую красоту… (Афанасий Фет) 1888 г. Notturno (ночное) (Иннокентий Анненский) 1890 г.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах