Подражание – зло или благо?
Явление подражания критиками по большей части воспринимается негативно. Предполагается, что молодой автор должен найти что-то свое, а использование чужих идей, мыслей, выводов приравнивается чуть ли не к плагиату. Однако не все так просто.
Сказать, что подражание – это плохо, нельзя. Абсолютно любой автор вырастает на определенных книгах, чаще всего на классической литературе, и нет ничего удивительного в том, что создавая уже свои стихотворения, он берет одного из состоявшихся поэтов в качестве образца для подражания. Такая практика позволяет молодому автору отточить свое мастерство, ведь сразу создать что-то действительно новое практически невозможно.
Более того, подражание в некотором роде несет идею преемственности. Действительно, лучше перенять идею, манеру или способы выражения чувств у уже состоявшегося автора, чем идти практически в слепую, совершая те ошибки, которые не раз уже были совершены, и которых легко можно было бы избежать. Благодаря практике подражания в поэзии сохранилось множество стилей, жанров, таких как ода, рондо, сонет и многие другие. Вполне вероятно, что сейчас эти формы стихосложения уже были бы забыты, не используй их молодые авторы в своем творчестве.
Подражание для талантливого поэта является лишь толчком к дальнейшему развитию. Взяв за основу чью-то идею, он развивает ее, совершенствует, придает ей новые формы и обличья. В конечном итоге подражающее стихотворение может получиться более выразительным, чем исходное. Множество примеров подражания встречается и у классиков, дополняя и совершенствуя замыслы друг друга, они создавали гениальные творения, считающиеся сегодня величайшими литературными ценностями.
Тем не менее, стоит молодому автору, впечатлившись особенно сильным стихом, создать нечто подобное, критики да и просто «искушенные» читатели не медля обвиняют его в «подражательстве» так, как будто поэт представил им откровенный плагиат. Не стоит уделять таким замечаниям много внимания. Осмысленное подражание только укрепит талант автора, расширит его возможности.
В заключение стоит оговориться о том, что бывает подражание бездумное. В этом случае автор не берет на себя труд понять истинные чувства и мысли объекта для подражания. Вдохновленный красивой оболочкой, он пытается создать нечто подобное и часто терпит фиаско, ведь за созданными строками нет ни духовности, ни смысла. Такое подражание достойно осуждения и действительно очень близко стоит к плагиату. Ничего кроме разочарований поэту оно не принесет.