Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина

К переложению оды Горация «Памятник нерукотворный» (Exegi monumentum) в разное время обращались многие поэты, в том числе М. Ломоносов и К. Батюшков. По сути державинский «Памятник» и пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» – тоже вольные переводы античного произведения , а не самостоятельные сочинения. Однако по мнению литературоведов именно эти стихотворения – наиболее достойные переложения горацианской оды. Оба они написаны шестистопным ямбом, отличаются ясностью изложения, живостью языка и , без сомнения, очень схожи между собой.

Очень удобно провести сравнительный анализ обоих «Памятников» по строфам:

1 строфа у Г. Р. Державина:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

1 строфа у А. С. Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
        Александрийского столпа.

Искать различия в этих строках бессмысленно – оба автора разными словами пишут об одном и том же: о своём бессмертии в истории, сравнивая память о себе с самыми величественными монументальными сооружениями.

* До сих пор доподлинно неизвестно, что же подразумевал А. С. Пушкин под «Александрийским столпом» – Александровскую колонну на Дворцовой площади Санкт-Петербурга или Фаросский маяк в гавани египетской Александрии.

2 строфа у Г. Р. Державина:

Так! – весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

2 строфа у А. С. Пушкина:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
        Жив будет хоть один пиит.

Практически идентичные строки, хотя Пушкин выразился в этой строфе изящней и конкретней, заявив что его душа останется в написанных им стихах.

3 строфа у Г. Р. Державина:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.

3 строфа у А. С. Пушкина:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
        Тунгуз, и друг степей калмык.

Вновь очень похожие строки, в которых Державин и Пушкин определяют «географию» своей посмертной славы.

4 строфа у Г. Р. Державина:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

4 строфа у А. С. Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
        И милость к падшим призывал.

Пожалуй, именно в этих строках и кроется главное отличие державинского и пушкинского «Памятников».

Гаврила Романович оценивает себя не только как творца, но и как придворного, основная задача которого – превознести добродетели правителей и с их помощью добиться справедливости. Александр Сергеевич же выступает как поэт и надеется на признание народа прежде всего поэт.

5 строфа у Г. Р. Державина:

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

5 строфа у А. С. Пушкина:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
        И не оспоривай глупца.

Здесь тоже заметно явные различия в отношении поэтов к своему творчеству. По мнению Державина холодная и горделивая муза должна высокомерно презирать всех несогласных. Муза Пушкина, напротив, покорна Богу и не зависит от происков недоброжелателей.

Для каждого из поэтов стихотворный «Памятник» – своеобразный способ подведения итогов жизни и творчества. В оценке собственной исторической роли не ошибся ни тот, ни другой. Державин в памяти потомков остался государственным деятелем и стихотворцем-реформатором, Пушкин – истинно русским, всенародно любимым поэтом.



26 октября 1880 г. родился поэт-символист Андрей Белый (наст. имя Борис Бугаев).
Известен в том числе тем, что он был частью любовного треугольника: Андрей Белый-Любовь Менделеева (известная также как Прекрасная Дама)-Александр Блок.

20 октября 1854 г. родился Артюр Рембо, французский поэт, один из основоположников символизма. #Рембо

Лермонтов не только мастерски складывал буквы на бумаге, но еще и отлично рисовал. Талант художника особенно ярко прослеживается в знаменитом автопортрете, помещенном в учебники литературы. На нем Михаил Юрьевич передал максимально точно все свои черты. #Лермонтов


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах