Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Сравнительный анализ стихотворений «Памятник» Державина и Пушкина

К переложению оды Горация «Памятник нерукотворный» (Exegi monumentum) в разное время обращались многие поэты, в том числе М. Ломоносов и К. Батюшков. По сути державинский «Памятник» и пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» – тоже вольные переводы античного произведения , а не самостоятельные сочинения. Однако по мнению литературоведов именно эти стихотворения – наиболее достойные переложения горацианской оды. Оба они написаны шестистопным ямбом, отличаются ясностью изложения, живостью языка и , без сомнения, очень схожи между собой.

Очень удобно провести сравнительный анализ обоих «Памятников» по строфам:

1 строфа у Г. Р. Державина:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

1 строфа у А. С. Пушкина:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
        Александрийского столпа.

Искать различия в этих строках бессмысленно – оба автора разными словами пишут об одном и том же: о своём бессмертии в истории, сравнивая память о себе с самыми величественными монументальными сооружениями.

* До сих пор доподлинно неизвестно, что же подразумевал А. С. Пушкин под «Александрийским столпом» – Александровскую колонну на Дворцовой площади Санкт-Петербурга или Фаросский маяк в гавани египетской Александрии.

2 строфа у Г. Р. Державина:

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

2 строфа у А. С. Пушкина:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
        Жив будет хоть один пиит.

Практически идентичные строки, хотя Пушкин выразился в этой строфе изящней и конкретней, заявив что его душа останется в написанных им стихах.

3 строфа у Г. Р. Державина:

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал.

3 строфа у А. С. Пушкина:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
        Тунгуз, и друг степей калмык.

Вновь очень похожие строки, в которых Державин и Пушкин определяют «географию» своей посмертной славы.

4 строфа у Г. Р. Державина:

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

4 строфа у А. С. Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
        И милость к падшим призывал.

Пожалуй, именно в этих строках и кроется главное отличие державинского и пушкинского «Памятников».

Гаврила Романович оценивает себя не только как творца, но и как придворного, основная задача которого – превознести добродетели правителей и с их помощью добиться справедливости. Александр Сергеевич же выступает как поэт и надеется на признание народа прежде всего поэт.

5 строфа у Г. Р. Державина:

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

5 строфа у А. С. Пушкина:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
        И не оспоривай глупца.

Здесь тоже заметно явные различия в отношении поэтов к своему творчеству. По мнению Державина холодная и горделивая муза должна высокомерно презирать всех несогласных. Муза Пушкина, напротив, покорна Богу и не зависит от происков недоброжелателей.

Для каждого из поэтов стихотворный «Памятник» – своеобразный способ подведения итогов жизни и творчества. В оценке собственной исторической роли не ошибся ни тот, ни другой. Державин в памяти потомков остался государственным деятелем и стихотворцем-реформатором, Пушкин – истинно русским, всенародно любимым поэтом.


Что писали классики 2 марта в разные годы. Кляните нас: нам дорога свобода… (Афанасий Фет) 1891 г. На улицах (февраль 1917 г.) (Валерий Брюсов) 1917 г. Кровных коней запрягайте в дровни… (Марина Цветаева) 1918 г.

Стихи, написанные 1 марта. Когда колокола торжественно звучат… (Аполлон Григорьев) 1846 г. Уж вечер светлой полосою… (Александр Блок) 1909 г. Освобожденная Россия (Валерий Брюсов) 1917 г. А уж так: ни о чем… (Марина Цветаева) 1922 г.

Какие стихи классики написали 28 февраля. Всё, что волшебно так манило… (Афанасий Фет) 1892 г. Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?… (Александр Блок) 1910 г. Еще раз, может быть, в последний… (Валерий Брюсов) 1921 г.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах