Николай Агнивцев: биография
Николай Яковлевич Агнивцев – поэт и драматург, автор книг для детей, за которым прочно закрепилось звание «самого легкомысленного литератора» Серебряного века. Типичный представитель питерской богемы, в анкетах на вопрос о профессии и трудовой деятельности Николай Яковлевич неизменно отвечал – «поэт, и больше ничего». Таким он и был, писал исключительно обо всем: о любви и дружбе, о смысле жизни, о принцессах и пажах, о технических новинках и политике. Творчество его было неразрывно связано с созданием стихов и сценариев для кабаре, литературных, кафе, артистических ресторанов. Песни на его стихи охотно исполнял знаменитый А. Вертинский.
Детство и отрочество
Будущий поэт родился 8 апреля (20 апреля по н. с.) 1888 г. в Москве в семье потомственного дворянина, юриста по профессии. Мать мальчика умерла, когда тот был ещё младенцем, и заботы о сыне легли на плечи отца. В связи с частыми переводами по службе Агнивцева-старшего маленькая семья часто переезжала, поэтому учиться Николаю пришлось в разных городах. В 1906 г. юноша поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, но курса так и не окончил.
Раннее творчество
В 1908 г. Николай дебютировал в печати: журнал «Весна» опубликовал стихотворение молодого поэта «Родной край». В этом юношеском сочинении ещё не было игривости и куртуазности, присущих Агнивцеву впоследствии, – заурядные «народнические» стихи о суровом и прекрасном Севере, где прошли детские и отроческие годы молодого поэта.
Первая публикация оказалась не слишком успешной, но, преодолев разочарование, Николай продолжил сотрудничать с журналом в вскоре стал его постоянным автором. Первую книгу «Студенческие песни. Сатира и юмор», выпущенную в 1913 г., Агнивцев посвятил главному редактору «Весны» Николаю Георгиевичу Шебуеву со словами: «Первому улыбнувшемуся – первые песни». Простодушные и незатейливые стихи Николая, хоть и были далеки от совершенства, но читателя подкупал их задор и неподдельный оптимизм. Дебютный сборник был быстро распродан, потом переиздан, после чего воодушевленный 25-летний сочинитель решил оставить университет и всецело посвятить себя поэзии.
Чтобы заработать на жизнь, Агнивцев печатался в журналах «Сатирикон», «Столица и усадьба», но поэзия приносила сущие копейки. В 1916 г. вышел второй сборник поэта «Под звон мечей», в который вошли патриотические стихотворения.
«Кривой Джимми»
Блуждая в поисках себя, Агнивцев всё-таки нашёл дело жизни – в 1917 г. он вместе с режиссером К. А. Марджановым и актером Ф. Н. Курихиным открыл в Петрограде кабаре-театр «Би-ба-бо», впоследствии переименованный в «Кривой Джимми». Репертуар заведения был разнообразен и весьма смел: фривольные песенки, коротенькие пьески и водевили, частушки на злобу дня. Немудрено, что вскоре театр, названный в «Красной газете» «учреждением для паразитов», оказался под угрозой закрытия.
Дабы спастись от преследований, «Кривой Джимми» ретировался из неспокойного, голодного Петрограда и отправился гастролировать по югу России. В течении нескольких лет артисты театра покоряли своим весельем зрителей Киева, Тифлиса и Харькова.
По воспоминаниям советского киносценариста Каплера в ту пору Н. Я. Агнивцев выглядел очень колоритно: «Очень высокий, с длинными «поповскими» волосами, в черной бархатной блузе и клетчатых брюках, в руке дорогая трость с массивным набалдашником. На запястье браслет в виде толстенной цепи из огромных стальных звеньев. На полтуловища буквально выше всех окружающих он проходил по улицам Киева, как инородное существо, как пришелец из другого мира. Человекожираф. С огромным бантом на шее. При этом своем богемном виде Агнивцев был безотказным работягой, что как-то не вязалось ни с его внешностью, ни с поразительно ленивой походкой».
В 1921 г. в одном из издательств Тифлиса была напечатана ещё одна книга поэта Агнивцева – «Санкт-Петербург». Николай Яковлевич очень тосковал по северной столице, но град Петров был потерян для него, если не навсегда, то очень надолго.
В эмиграции
В 1921 г. поэт через Константинополь эмигрировал в Берлин, а оттуда уехал в Париж, разделив тем самым судьбу многих представителей интеллигенции того времени. В Берлине Агнивцев выпустил вторым расширенным изданием сборник о любимом городе – «Блистательный Санкт-Петербург». В том же, 1921 г., тоже в Берлине была издана книга «Мои песенки», а в 1922 г. в свет вышел сборник «Антология сатиры и юмора», в который помимо произведений других литераторов были включены и стихи Н. Я. Агнивцева.
Возвращение в СССР
Несмотря на признание за границей мучительное чувство тоски по Родине не оставляло поэта, и в 1923 г. он вернулся в СССР, оставив друзьям-эмигрантам прощальное письмо: «Прощайте, поймёте вы меня или нет, мне все равно, так как я порвал с людьми и думал только о русском небе, русском лесе, запахе предрассветного дымка из хлебной печи, и никто не может у меня отнять этой любви, этой молитвы за Россию».
Ещё одна страница жизни была перевернута, начался новый период. Найти собственную нишу в чуждом мире было непросто. Время кабаре и легкомысленных песенок недвусмысленного содержания безвозвратно ушло, поэтому попытки возродить «Кривого Джимми» и открыть собственный кукольный театр «Ванька-встанька» с треском провалились. Николай Яковлевич снова обратился к поэзии. Произведения Агнивцева публиковались в сатирических журналах, их читали известные артисты со сцены, но основным творческим направлением стало сочинение стихов для детей. Только в 1925 г. поэт выпустил более 8 сборников, среди которых «Чашка чая», «Винтик-шпунтик», «Война игрушек». Некоторые из книг, такие как «Мыши из цирка», «Шарманочка», «Сказка с цветами», неоднократно переиздавались.
В попытках адаптироваться к советской действительности Агнивцев брался за любую работу: писал для цирка и эстрады, создал цикл сценариев «Халтуркино» для журнала «Советский экран». В сотрудничестве с молодым композитором Исааком Дунаевским родилась невероятно популярная песня «Дымок от папиросы».
В 1924 г. Николай Яковлевич создаёт, пожалуй, самое заметное своё произведение постэмиграционного периода – поэму «Ленин-мозг». Согласно сюжету преданные последователи вождя похитили мозг усопшего кумира из морга, разослали его частицы во все страны мира, и случилось чудо: люди, проглотившие по микрону волшебного вещества, вдруг загорелись коммунистическими идеями и совершили мировую революцию. Таким образом Агнивцев отреагировал на шокировавшее многих культурных людей бальзамирование тела В. И. Ленина и вынес советскому обществу грустный диагноз.
Последние годы жизни
В 1927 г. вышел последний прижизненный сборник Н. Я. Агнивцева «От пудры до грузовика». Этой книга стала финальной точкой в творчестве поэта. В последующие годы Николай Яковлевич почти не писал, а занимался переделкой старых стихов, внося коррективы в содержание и пересматривая мораль, то есть, всеми силами пытался «подогнать» свою поэзию под социалистическую действительность. Он так и не сумел до конца приспособиться к жизни в Советской России.
Умер Николай Яковлевич 29 октября 1932 г. от туберкулёза горла. К тому времени он уже был глубоко одиноким и забытым всеми человеком. В качестве некролога журнал «Крокодил» (N 31, 1932) опубликовал одно из последних сатирических стихотворений поэта:
Мы – тараканы,
Такой народ,
Мы страсть ударны
Наоборот.Мы усиками шевелим
И все дрожим, дрожим, дрожим.
Лбы у нас покрыты потом,
Как не вышло бы чего там…
Похоронили Н. Я. Агнивцева на Новодевичьем кладбище в Москве.