Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Биографии

Евгений Баратынский: биография

Евгений БаратынскийЕвгений Абрамович Баратынский – русский поэт и переводчик, противоречивый и меланхоличный философ-одиночка, творческое наследие которого было оценено по достоинству лишь в начале XX века.

Детство

Евгений Баратынский родился 19 февраля (2 марта по н. с.) 1800 года в родовитой дворянской семье. Место рождения – имение Мара Тамбовской губернии Кирсановского уезда, пожалованное отцу будущего поэта императором Павлом I.

Глава семейства, Абрам Андреевич Баратынский – отставной генерал-лейтенант, участник Русско-Шведской войны, состоявший до отставки в свите Павла I.

Мать поэта, Александра Федоровна Баратынская (в девичестве Черепанова) – дочь коменданта Петропавловской крепости, выпускница Смольного института, бывшая фрейлина императрицы Марии Федоровны.

Детство маленького Евгения было безоблачным. Первенец и всеобщий любимец Бубенька (так называли мальчика близкие) рос, купаясь в материнской ласке и отцовской любви. Родственники и учителя наперебой расхваливали «…добронравное и хорошее дитя». Французский язык Евгений освоил одновременно с русским, а специально приглашенный учитель-иностранец Джьячинто Боргезе помог овладеть итальянским. Александра Федоровна учила детей изящным манерам, прививала любовь к чтению, рисованию и музыке.

В 1808 году Баратынские перебираются в Москву, где продолжают вести неспешную размеренную жизнь в небольшом собственном доме. В 1810 году умирает Абрам Андреевич, и все заботы о детях ложатся на хрупкие плечи вдовы. Чтобы устроить будущее старшего сына, Александра Федоровна определяет его в Пажеский корпус «пансионером на своём содержании».

В 1812 году Е. А. Баратынский приезжает в Петербург…

Юношеские годы

Определённый в четвёртый класс Евгений поначалу не вызывает нареканий у преподавателей, но со временем его поведение становится все более вызывающим. Лишившись материнского контроля, он начинает проявлять собственные интересы: пробует себя в написании стихов и одновременно мечтает о морской службе. В Пажеском корпусе Баратынский примыкает к компании шалунов, и вскоре совершает вместе с товарищем кражу денег у отца одного из учеников.

О происшествии было доложено Александру I. За далеко не безобидную выходку Баратынского с подельником исключают из Пажеского корпуса, лишив возможности поступить на любую офицерскую должность. Отныне они могут быть только рядовыми.

После увольнения из корпуса шестнадцатилетнего Евгения забирает на попечение дядюшка, вице-адмирал Богдан Андреевич Баратынский, и увозит в родовое имение Подвойское Смоленской губернии Бельского уезда. Здесь в живописной старинной усадьбе на берегу Обжи будущий поэт находит успокоение после перенесенных потрясений.

Евгений с дядюшкой подолгу гуляют по окрестностям, рассуждают о незыблемых ценностях. В Подвойском Баратынский пишет свои первые недурные сочинения: «Хор, петый в день именин дяденьки Богдана Андреевича Баратынского» и мадригал «Женщине пожилой, но ещё прекрасной». Исследователи полагают, что стихотворения «К Алине», «В альбом», «Любовь и дружба» были также написаны поэтом во время пребывания в деревне.

Военная карьера

В 1819 году Е. А. Баратынский поступает рядовым в лейб-гвардейский Егерский полк. Здесь через сослуживца он знакомится с бароном Дельвигом, а затем и с Пушкиным. Благодаря новым приятелям поэт входит в круг литераторов, бывает на литературных «средах» Плетнёва и «субботах» Жуковского, начинает публиковать элегии, эпиграммы, мадригалы, стихотворные дружеские послания.

В январе 1820 года произведенного в унтер-офицеры Баратынского переводят в Нейшлотский пехотный полк, стоявший в Финляндии, в крепости Кюмень, под начало Г. А. Лутковского. Здесь Евгений Абрамович живёт скромно и спокойно, надеясь на получение офицерского чина. Его стихи, написанные среди суровой финской природы, наполнены особым лиризмом.

Осенью 1824 года Баратынский получает небольшую должность при корпусном штабе генерала Закревского в Гельсингфорсе. Окунувшись в светскую жизнь, поэт вдруг неожиданно для себя увлекается генеральской женой – Аграфеной Закревской. Мучительные переживания, принесенные этой страстью, нашли отражения в стихах «Фея», «Мы пьём любви отраву сладкую», «Мне с упоением заметным», «Оправдание» и др.

Весной 1825 года вернувшийся в Кюмень поэт получает наконец-то долгожданный приказ о произведении в офицеры, а в январе 1826 года по настоянию Д. Давыдова выходит в отставку.

Творчество и семья

Весной 1826 года стало известно о предстоящей женитьбе Баратынского. Знакомые поэта с жаром обсуждают пикантную новость, дополняют её подробностями, делают прогнозы. Невесту, Анастасию Львовну Энгельгардт, с которой Евгения Абрамовича свел Денис Давыдов, в светских кругах знают как «…барышню любезную, умную, добрую, но не элегической наружности…». Некоторые и вовсе за глаза называют её дурнушкой. Сам же Баратынский, оглушенный переменами в собственной жизни, величает будущую супругу душенькой Настей, милой Настинькой и пребывает в состоянии полнейшей эйфории. Свадьба состоялась 9 июня 1826 года. В лице Анастасии Львовны поэт обрёл не только верную подругу, но и отличную помощницу. Преданная поклонница творчества мужа она была его первым слушателем и ревностным критиком. Кроме того, брак с дочерью Энгельгардта принёс Евгению Абрамовичу материальное благополучие и устойчивые позиции в обществе. Князь П. Вяземский охарактеризовал этот союз как «…не блестящий, а благоразумный».

В этом же году к Баратынскому пришла настоящая известность. После публикации поэм «Эда» и «Пиры» ему рукоплещут все передовые представители литературного общества того времени. В 1827 году выходит сборник лирических стихотворений, в 1828 – поэма «Бал», в 1831 – поэма «Наложница» («Цыганка»).

В Москве поэт близко общается с П. Вяземским, посещает собрания кружка литераторов, активно сотрудничает с альманахом Дельвига «Северные цветы» и с журналом Полевого «Московский Телеграф».

Затем в творчестве Баратынского наступает кризис. Чувство тоски и одиночества усугубляется с потерей близких друзей: в декабре 1831 умирает Дельвиг, в 1834 году без видимых на то причин отдаляется Киреевский. До 1835 года поэт напишет лишь несколько коротких стихотворений. Огромным ударом для Евгения Абрамовича стала гибель Пушкина. Несмотря на то, что его часто упрекали в зависти к более удачливому литературному сопернику, он искренне горевал по другу юности.

Баратынский-помещик

В отличие от Пушкина Баратынский не допускает даже мысли о том, что поэт может быть причастен к делам политическим, и после подавления печально известных событий на Сенатской площади окончательно уходит в частную жизнь. В подмосковном имении Мураново он завел лесопилку, привёл в порядок старую мельницу, посадил новый лес, начал строить дом. В семье родилось девятеро детей. Вся жизнь поэта проходит в хлопотах и разъездах: то он живёт в Москве, то в Казани, то наслаждается размеренной помещичьей жизнью у себя в деревне. Иногда Евгений Абрамович наведывается в Петербург. Здесь в 1839 году он знакомится с М. Лермонтовым, но не придаёт этой встрече большого значения, хотя находит преемника Пушкина весьма талантливым и одарённым юношей.

Ведя замкнутый образ жизни, Баратынский совершенно отдалился от друзей, и в немалой степени этому разрыву поспособствовала милая Настинька, которая кроме литературного чутья и тонкого вкуса имела на редкость вздорный и непостоянный нрав. Однако в потере приятельских отношений отчасти виноват и сам поэт: все его время посвящено хозяйству и домочадцам. В этот период Баратынский мало пишет, в основном переделывая свои ранние, уже опубликованные сочинения. Его поэзия приобретает новое, не свойственное ей до этого, звучание. Евгений Абрамович все чаще прибегает к архаизмам и славянизмам, нарочито лишая лучшие стихи былого изящества и лиризма, чем вызывает гнев и осуждение товарищей по перу.

В 1842 году Баратынский публикует авторский цикл стихов «Сумерки» – последнее прижизненное издание.

Европейский вояж

Осенью 1843 года Е. А. Баратынский вместе с женой и старшими детьми отправляется в «пилигримское путешествие» по Европе. Путь лежал через Францию, Италию и Германию. Заграница поэта не слишком впечатлила. Парижскую жизнь он нашёл чересчур беспокойной и деятельной. Во французской столице наибольшее удовлетворение он получил от общения со своими соотечественниками: И. Тургеневым, Н. Сатиным, И. Головиным, Н. Огаревым, Н. Сазоновым. В Париже Баратынский прожил с ноября 1843 года до весны. В апреле он морем через Марсель уехал в Италию. Ночью, на корабле, он написал своё последнее стихотворение «Пироскаф».

Евгений Абрамович собирался понежиться под ласковым солнцем Неаполя 2-3 месяца, потом заехать в Рим и к осени вернуться через Вену на родину. Однако этим планам не суждено было сбыться… В Неаполе с Анастасией Львовной случился очередной нервный припадок, а следом почувствовал сильнейшую головную боль и сам Баратынский. Дальнейшие события складываются в цепочку злополучных совпадений: объяснив болезненное состояние поэта тревогой за здоровье жены, близкие не сразу послали за доктором, прибывший вскоре эскулап не настоял на кровопускании… Вечером того же дня у больного поднялась температура и открылась рвота с желчью.

29 июня 1844 года (11 июля по н. с.) Е. А. Баратынский скоропостижно скончался. Оставив его тело в Неаполе, семья покинула Италию. Год спустя кипарисовый гроб с останками поэта был переправлен по морю в Петербург и захоронен в Александро-Невском монастыре, на Ново-Лазаревском кладбище. Кроме родственников, проститься с Евгением Абрамовичем пришли П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский с супругой, В. А. Соллогуб. Пресса отреагировала на кончину Баратынского тоже весьма скупо: некоторые издания напечатали об этом мимоходом, другие и вовсе оставили сей факт без внимания.

И все же творчество ранимого меланхолика-мечтателя, незаслуженно обойденного вниманием и славой при жизни, удалось сохранить для потомков. В настоящее время книги Е. А. Баратынского имеются во всех российских библиотеках, а его «слабые» по мнению злопыхателей стихи включены во многие поэтические сборники вместе с произведениями А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского и др.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах