Pishi-stihi.ru »
Яков Полонский
«Гитана» Я. Полонский
De la dulce mi enemiga
Nace un mal que al alma hiere…
(исп. песня).
Вот, Гитана идет по базару И несет за плечом, – за плечом, Позолоченным солнца лучом, На малиновой ленте гитару. На гитаре струна порвалась; На груди, как змея, черный локон колышется; На ходу тяжело ей, красавице, дышится… Чу!.. разносится звон… день погас… Кто в Севилье не знает Гитаны, С влажным блеском её черных глаз! Кто не слышал ее в поздний час, Когда блещут огни и фонтаны? В те далекие дни – алтари Воздвигались любви, – каждый юноша, каждая Молодая невеста, взаимности жаждая, Не должны были спать до зари. Чаще были ночные свиданья, Было больше таинственных чар, Звонче был по ночам гул гитар, Слаще шёпот… В лампадном сиянии Полнолунья, душистых кудрей Пряди длинные ниже, всё ниже склонялися… И капризные цепи любви проверялися Прежде, чем их спаял Гименей. Лишь Гитана могла бы едва ли Звать счастливца к балкону в свой дом, – Дом её был почти шалашом За оградой, где гряды копали, Да тянулись веревки с бельем… Но она веселее была и беспечнее Городских щеголих и, быть может, сердечнее, – Голосок её был с огоньком… Она знала, что там под листвою, Где в прохладе, с закатом зари, У бассейна горят фонари, Где цветы дышат вечной весною, Где лохмотьям и серым плащам Не мешает и гранд своей пышной одеждою, – Без Гитаны с гитарой – одною надеждою Меньше светит наивным сердцам. Отчего же с обычной эстрады Не слыхать ее? Или больна? Или замужем? Или она Влюблена и не ищет услады В фимиаме горячих похвал? – Вдруг прошел странный слух, далеко не таинственный: У Гитаны – любовник, – Дон-Педро, единственный, Кому бес богатеть помогал… Помогал и в любви… Были слухи, Что, в дороге, ребенком, он был Взять бандитами в плен, полюбил Удаль их, воспитался в их духе, С их согласья в Севилью сбежал, Завладел, по наследству от дяди, палатами, И нередко, от банды снабженный дукатами, Втайне ей помогал и спасал… Так о нём толковали в народе; Но – красавец, богач, фантазер, Женских, пылких сердец милый вор, Он, на зло молодежи, был в моде У вдовиц, – у больших мастериц Прикрывать ложью то, что зовут в свете тайною, – А Дон-Педро, владея удачей случайною, Не щадил ни знакомства, ни лиц… Что-то девственное и вакхальное, То мгновенные вспышки зарниц Из-под длинных, как стрелы, ресниц, То порыв, то улыбка печальная, – Всё, что было от грубых страстей Далеко, как от хрипа воздушное пение, Всё, что было в Гитане и блеск и затмение, Не давало ему спать ночей… И, конечно, Дон-Педро влюбился, Как влюблялись сатиры, когда Им на свете была череда Ликовать (вряд ли свет изменился!)… Он добился свидания с ней И увлек ее… (дом её не был с перилами), И нарушил соблазн чародейными силами Тишину её светлых ночей. Разлюбив, говорил он Гитане: – Без ума я от женщин… – грешно Их щадить, – клятвам верить – смешно! – Кобылица – и та на аркане Рвется в степь; как ее ни ласкай, Не желает она и за корм быть послушною Злой узде: так и ты, не кажись простодушною И притворно цепей не желай… И Гитана во гневе не стала Упрекать его… Цепь порвалась… О! пусть думают, что продалась… Всё равно, – обаянье пропало… Красота её стала цветком, Ради прихоти сорванным или подкошенным, И, увы! добавляла молва, скоро брошенным… Значит, ей и позор нипочем… Долго, долго Гитана блуждала, Как в чаду, – наконец поняла, Что одна её слава – прошла, Что – приходит другая… И стало Ей и страшно, и больно от ран, Наносимых ей в сердце: – никто соблазнителя Не винил, – честь её не нашла себе мстителя, – Значит, был обоюдный обман… Так зачем же, голодная, злая, Загорелая, – словно несет Ее буря, Гитана идет На эстраду, вперед сознавая, Что она никому не нужна! Но Гитану зовут и – Гитана решается… А струна, по струнам задевая, мотается… И ей чудится, – шепчет струна: «У тебя, – она шепчет, – ни брата, Ни отца нет… и вся-то семья, Всё богатство – гитара твоя, Да теперь – рукоятка булата… О, Дон-Педро! уже никому Льстить не будет он, ночью гуляя с синьорами, – По утрам провожать их влюбленными взорами, Чтоб они улыбались ему. Думал он, ты уйдешь и забудешь Его клятвы, как он их забыл; Он тебя никогда не любил, – А ты будешь любить, – вечно будешь!..» И вот, чудится ей, со струной Говорит она: «Это во сне мне приснилося, И не знаю сама я, как это случилося… Матерь Божия! – Нож был со мной…» Она бредить, а всё ж за бесчестье Нанесла она страшный удар, Тот удар, что дворцы и базар Называют кровавою местью. На пиру был Дон-Педро, – домой Шел, посвистывая; на пути, ночью хмурою, Не узнал он Гитаны и назвал Лаурою, – Но, едва сжал ей локоть рукой, Отшатнувшись, очнулась Гитана И вонзила в него лезвие… Он без крика взглянул на нее Страшным взглядом – и грохнулся; рана Стала кровью пятнать мрамор плит… Постояв, завернулась Гитана в мантилию И ушла… – а по утру цирюльни Севилию Известили: Дон-Педро – убит!.. Вот и новая ночь: отворяют В окнах ставни, – из окон несет Ароматами, – скоро блеснет Серп луны… по аллеям блуждают Чьи-то тени… Чу! кто-то свистит… Шум шагов, голоса ей, встревоженной, слышатся Пряди кос, словно львиная грива, колышатся, – За плечами гитара дрожит. Вот, пришла и встряхнула кудрями; Вот эстрада, – Гитана идет… Что за чудо!.. Толпа вся встает, И ее осыпают цветами, Рукоплещут… восторженный вой Голосов… И стоит она, бледная, щупая, Все ли струны?! – Ужели толпа эта глупая Поняла, кем убит милый мой?!
Между 1890 и 1895 г.