«Поэма Воздуха» М. Цветаева
Ну, вот и двустишье
Начальное. Первый гвоздь.
Дверь явно затихла,
Как дверь, за которой гость.
Стоявший – так хвоя
У входа, спросите вдов –
Был полон покоя,
Как гость, за которым зов
Хозяина, бденье
Хозяйское. Скажем так:
Был полон терпенья,
Как гость, за которым знак
Хозяйки – всей тьмы знак! –
Та молния поверх слуг!
Живой или призрак –
Как гость, за которым стук
Сплошной, не по средствам
Ничьим – оттого и мрем –
Хозяйкина сердца:
Березы под топором.
(Расколотый ящик
Пандорин, ларец забот!)
Без счету – входящих,
Но кто же без стука – ждет?
Уверенность в слухе
И в сроке. Припав к стене,
Уверенность в ухе
Ответном. (Твоя – во мне.)
Заведомость входа.
Та сладкая (игры в страх!)
Особого рода
Оттяжка – с ключом в руках.
Презрение к чувствам,
Над миром мужей и жен –
Та Оптина пустынь,
Отдавшая – даже звон.
Душа без прослойки
Чувств. Голая, как феллах.
Дверь делала стойку.
Не то же ли об ушах?
Как фавновы рожки
Вставали. Как ро – та… пли!
Еще бы немножко –
Да просто сошла б с петли
От силы присутствья
Заспинного. В час страстей
Так жилы трясутся,
Натянутые сверх всей
Возможности. Стука
Не следовало. Пол – плыл.
Дверь кинулась в руку.
Мрак – чуточку отступил.* * *Полная естественность.
Свойственность. Застой.
Лестница, как лестница,
Час, как час (ночной).
Вдоль стены распластанность
Чья-то. Одышав
Садом, кто-то явственно
Уступал мне шаг –
В полную божественность
Ночи, в полный рост
Неба. (Точно лиственниц
Шум, пены о мост…)
В полную неведомость
Часа и страны.
В полную невидимость
Даже на тени.
(Не черным-черна уже
Ночь, черна – черным!
Оболочки радужной
Киноварь, кармин –
Расцедив сетчаткою
Мир на сей и твой –
Больше не запачкаю
Ока – красотой.)
Сон? Но, в лучшем случае –
Слог. А в нем? под ним?
Чудится? Дай вслушаюсь:
Мы, а шаг один!
И не парный, слаженный,
Тот, сиротство двух.
Одиночный – каждого
Шаг – пока не дух:
Мой. (Не то, что дыры в них –
Стыд, а вот – платать!)
Что-то нужно выравнять:
Либо ты на пядь
Снизься, на мыслителей
Всех – державу всю!
Либо – и услышана:
Больше не звучу.Полная срифмованность. Ритм, впервые мой! Как Колумб здороваюсь С новою землей – Воздухом. Ходячие Истины забудь! С сильною отдачею Грунт, как будто грудь Женщины под стоптанным Вое-сапогом, (Матери под стопками Детскими…) В тугом Шаг. Противу – мнения: Не удобохож Путь. Сопротивлением Сферы, как сквозь рожь Русскую, сквозь отроду – Рис, – тобой, Китай! Словно моря противу (Противу: читай – Пó сердцу!) сплечением Толп. – Гераклом бьюсь! – Землеизлучение. Первый воздух – густ.Сню тебя иль снюсь тебе, –
Сушь, вопрос седин
Лекторских. Дай, вчувствуюсь:
Мы, а вздох один!
И не парный, спаренный,
Тот, удушье двух, –
Одиночной камеры
Вздох: еще не взбух
Днепр? Еврея с цитрою
Взрыд: ужель оглох?
Что-то нужно выправить:
Либо ты на вздох
Сдайся, на всесущие
Все, – страшась прошу –
Либо – и отпущена:
Больше не дышу.
Времечко осадное,
То, сыпняк в Москве!
Кончено. Отстрадано
В каменном мешке
Легкого! Исследуйте
Слизь! Сняты врата
Воздуха. Оседлости
Прорвана черта.Мать! Недаром чаяла:
Цел воздухобор!
Но сплошное аэро –
Сам – зачем прибор?
Твердь, стелись под лодкою
Леткою – утла!
Но – сплошное легкое –
Сам – зачем петля
Мертвая? Полощется…
Плещется… И вот –
Не жалейте летчика!
Тут-то и полет!
Не рядите в саваны
Косточки его.
Курс воздухоплаванья
Смерть, и ничего
Нового в ней. (Розысков
Дичь… Щепы?.. Винты?..)
Ахиллесы воздуха
– Все! – хотя б и ты,
Не дышите славою,
Воздухом низов.
Курс воздухоплаванья
Смерть, где все с азов,
Зáново…Слава тебе, допустившему бреши: Больше не вешу. Слава тебе, обвалившему крышу: Больше не слышу. Солнцепричастная, больше не щурюсь. Дух: не дышу уж! Твердое тело есть мертвое тело: Оттяготела. Легче, легче лодок На слюде прибрежий. О, как воздух легок: Реже – реже – реже… Баловливых рыбок Скользь – форель за кончик… О, как воздух ливок, Ливок! Ливче гончей Сквозь овсы, а скользок! Волоски – а веек! – Тех, что только ползать Стали – ливче леек! Чтó я – скользче лыка Свежего, и лука. Пáгодо-музыкой Бусин и бамбука, – Пагодо-завесой… Плещь! Все шли б и шли бы… Для чего Гермесу – Крыльца? Плавнички бы – Пловче! Да ведь ливмя Льет! Ирида! Ирис! Не твоим ли ливнем Шемахинским или ж Кашемирским… Танец – Ввысь! Таков от клиник Путь: сперва не тянет Персть, потом не примет Ног. Без дна, а твéрже Льдов! Закон отсутствий Всех: сперва не держит Твердь, потом не пустит В вес. Наяда? Пэри? Баба с огорода! Старая потеря Тела через воду (Водо-сомущения Плеск. Песчаный спуск…) – Землеотпущение. Третий воздух – пуст.* * *Седью, как сквозь невод Дедов, как сквозь косу Бабкину, – а редок! Редок, реже проса В засуху. (Облезут Bcé, верхи бесхлебны.) О, как воздух резок, Резок, реже гребня Песьего, для пёсьих Курч. Счастливых засек Редью. Как сквозь просып Первый (нам-то – засып!) Бредопереездов Редь, связать-неможность. О, как воздух резок, Резок, резче ножниц. Нет, резца… Как жальцем В боль – уже на убыль. Редью, как сквозь пальцы… Сердца, как сквозь зубы Довода – на Credo1 Уст полураскрытых. О, как воздух цедок, Цсдок, цедче сита Творческого (влажен Ил, бессмертье – сухо). Цедок, цедче глаза Гётевского, слуха Рильковского… (Шепчет Бог, своей – страшася Мощи…) А не цедче Разве только часа Судного… В ломóту Жатв – зачем рождаем? …Всем неумолотом, Всем неурожаем Верха… По расщелинам Сим – ни вол ни плуг. – Землеотлучение: Пятый воздух – звук.* * *Голубиных грудок Гром – отсюда родом! О, как воздух гýдок, Гудок, гудче года Нового! Порубок Гуд, дубов под корень. О, как воздух гудок, Гудок, гудче горя Нового, спасиба Царского… Под градом Жести, гудче глыбы – В деле, гудче клада – В песне, в большеротой Памяти народной. Соловьиных глоток Гром – отсюда родом! Рыдью, медью, гудью, Вьюго-Богослова Гудью – точно грудью Певчей – небосвода Нёбом или лоном Лиро-черепахи? Гудок, гудче Дона В битву, гудче плахи В жатву… По загибам, Погрознее горных, Звука, как по глыбам Фив нерукотворных. Семь – пласты и зыби! Семь – heilige Sieben!2 Семь в основе лиры, Семь в основе мира. Раз основа лиры – Семь, основа мира – Лирика. Так глыбы Фив по звуку лиры… О, еще в котельной Тела – «легче пуха!» Старая потеря Тела через ухо. Ухом – чистым духом Быть. Оставьте буквы – Веку. Чистым слухом Или чистым звуком Движемся? Преднота Сна. Предзноб блаженства. Гудок, гудче грота В бури равноденствья. Темени – в падучке, Голода – утробой Гудче… А не гудче Разве только гроба В Пасху… И гудче гудкого – Паузами, промежутками Мóчи, и движче движкого – Паузами, передышками Паровика за мучкою… Чередованьем лучшего Из мановений божеских: Воздуха с – лучше-воздуха! И – не скажу, чтоб сладкими – Паузами: пересадками С местного в межпространственный – Паузами, полустанками Сердца, когда от легкого – Ох! – полуостановками Вздоха – мытарства рыбного Паузами, перерывами Тока, паров на убыли Паузами, перерубами Пульса, – невнятно сказано: Паузами – ложь, раз спазмами Вздоха… Дыра бездонная Легкого, пораженного Вечностью… Не всé ее – Так. Иные – смерть. – Землеотсечение. Кончен воздух. Твердь.Музыка надсадная!
Вздох, всегда вотще!
Кончено! Отстрадано
В газовом мешке
Воздуха. Без компаса
Ввысь! Дитя – в отца!
Час, когда потомственность
Ска – зы – ва – ет – ся.
Твердь! Голов бестормозных –
Трахт! И как отсечь:
Полная оторванность
Темени от плеч –
Сброшенных! Беспочвенных –
Грунт! Гермес – свои!
Полное и точное
Чувство головы
С крыльями. Двух способов
Нет – один и прям.
Так, пространством всосанный,
Шпиль роняет храм –
Дням. Не в день, а исподволь
Бог сквозь дичь и глушь
Чувств. Из лука – выстрелом –
Ввысь! Не в царство душ –
В полное владычество
Лба. Предел? – Осиль:
В час, когда готический
Храм нагонит шпиль
Собственный – и вычислив
Всё, – когорты числ!
В час, когда готический
Шпиль нагонит смысл
Собственный…
1927 г., Медон, в дни Линдберга.
1 Верую (лат.).
2 Священная семерка (нем.)