Поэт и поэзия. 19-20-21 век
Слово «поэзия» в переводе с греческого обозначает творение. И часто мы употребляем этот термин для обозначения красоты, изящества и звучности сказанного или написанного. Тогда оно звучит как метафора, и может быть сказано даже относительно прозы. Существует также термин «стих», и иногда во избежание путаницы в научной литературе употребляют именно его. Но он тоже не способен дать желаемого точного объяснения данному способу организации речи, ведь как известно, «стихом» еще принято называть отдельною строку стихотворения. Но если сказать обобщенно при этом опираясь на высказывание Теодора де Банвиля, возможно, таким образом получится передать саму суть, то поэзия – это нечто идеальное и великое, сотворенное, и не нуждающееся в переделке.
Золотой век в русской поэзии еще принято называть «Пушкинской порой», здесь и творчество Лермонтова, и Некрасова. Стихи этого времени весьма оригинальны, в противоположность тому, что ранее предшествующие эпохи больше заимствовали. Период данного творчества в России совпадает по времени с эпохой зарождения романтической поэзии в Западной Европе. Но направление ему даёт не романтизм. Поэзия золотого века имела более формальный характер, да она избирательна и почти без изъяна, но очень классическая. Поэты вдохновлены эмоциями, ощущениями и чувствами. Стихи практически дышат, но опять же, это дыхание легко можно сравнить с придыханием русской девицы, которую очень несложно нарисовать в своей фантазии даже сегодня. Мало кто из поэтов выходит за грани классической чувствительности. Уже нет разговора с природой, но зато много внимания уделено анакреонтическим темам. Поэтами воспевается культ дружбы, развиваются сюжеты веселья и застолья.
Началом Золотого века можно назвать 1808г., ведь уже в одних из первых зрелых произведениях Жуковского очень хорошо видна индивидуальная интонация, такая свойственная для поэзии ставшей «выше». В начале 20-х годов заметно Байроновское влияние, популярной становится такая форма выражения, как стихотворная повесть. Пытаясь досадить консерваторам арзамасцы модно скандируют за романтизм. Творчество Пушкина пользуется огромным успехом, поэзия монополизирует книжные ряды, на ряду с Александром Сергеевичем становятся Жуковский, Козлова. И тут «берут власть в руки» журналисты, амбиции которых растут. Популяризацию набирает французский романтизм, печатаются романы, а поэзия уходит на второй план.
Новый период расцвета в литературе связывают уже с Серебряным веком – это начало 20-го века. Писательский талант все более охотно демонстрируют огромное количество советских поэтов. Название периода ввел Николай Оцуп, отталкиваясь от аналогии с Золотым веком.
Представители Серебряного – сторонники совершенно новой эстетики, которая сильно разнится от старой идеологии. В последствии появляется множество течений, по критериям принадлежности к которым отлично делится все творчество века. Совершенно новые взгляды на искусство в целом отражаются и в литературе. Символизм, ставший следствием кризиса, задает глубочайшие философские вопросы всему человечеству через поэзию Тютчева, Фета. Во Франции самыми известными представителями этого течения стали Верлен и Бодлер.
Материальные акмеисты Гумилев, Ахматова, Зенкевич проповедовали точность образа, материальность, совершенство слова – их главной позицией была «искусство ради искусства».
В начале 1990-х хорошо заметно главенство творчества метареалистов (от слова метафора) и концептуалистов. Насущными вопросами становится отсутствие свободы или ее ограничение, невозможность высказывать мысли, достоверной истинной правдивой, которая в это время постоянно вуалируется неизбежностью фальши. Эти принципы развивают первые. Высказывания же вторых сродни полному противостоянию советского единства. В ряду концептуалистов особое место занимал Николай Байтов умело не пересекающий грани, но балансирующий на грани благодаря особому отношению к слову, интересу к самой такни поэтической речи.
В современности поднимаются самые разнообразные социальные темы, заметны субкультурные влияния, психологические и личностные проблемы человека, даже имеющие сексуальную окраску. Люди стали свободнее, так же как и творчество, оно освобождается от условностей и всегда открыто новому.