Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Поэты-футуристы

Футуризм (от латинского футурум – будущее) – течение авангардного искусства 1910-х – начала 1920-х годов. Уже из названия ясно, что оно подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Футуристы ставили перед собой цель разрушить старую литературную традицию и сформировать новую эстетику. Они отказывались от символистической недосказанности и первыми в отечественной культуре провозгласили искусство «для масс». Поэты-приверженцы футуризма, нестандартно мыслящие талантливые личности, подчёркивали ускорение темпа жизни, всесмерно приветствовали индустриализацию среды как приметы новой, грядущей эры.

Становление футуризма относится к 1910 году и выходу программного сборника «Садок судей». Футуризм, как и его типичные представители, не был однородным, однозначным: в нем существовали разные направления и группы.

Давид БурлюкБурлюк Давид Давидович (1882 – 1967) относится к радикальному крылу футуристов. Его без преувеличения можно назвать крестным отцом, основоположником и «пиар-менеджером» этой группы, открывателем таланта В. В. Маяковского. Творческое кредо Бурлюка – разрушение старого искусства, отрицание гармонии, предельная деэстетизация творчества и примат формы, а не содержания.

Этот «жирный человек», как назвал его Владимир Владимирович, обладал колоссальной работоспособностью, живым характером и неиссякаемой энергией. Даже искусственный глаз он сделал частью своего стиля. В 1911 – 1914 г.г. учился вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Явился соавтором и вдохновителем футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу».

После революции, боясь преследований за связи с анархистами, эмигрировал. Осев в Нью-Йорке, Бурлюк неожиданно развил активность в просоветски ориентированных группах и даже написал хвалебную поэму к 10-летию Октябрьской революции. Одно время издавал эмигрантскую газету, а затем ушел в живопись. Ирония судьбы состояла в том, что в зрелом возрасте Бурлюк вполне оценил русскую классику. Во время Второй мировой войны он создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944) – ее иногда именуют бурлюковской «Герникой». Когда это стало безопасно, стал с удовольствием посещать СССР.

Игорь СеверянинСеверянин (Лотарёв) Игорь Васильевич (1888 – 1941) – яркий представитель эгофутуризма, умеренного течения футуризма, для которого характерны размещение в центре творческого процесса собственного «эго», демонстративное себялюбие, самоирония, самопародия и рафинированность ощущений.

Переживший бешеную популярность Игорь Васильевич относился к собратьям по перу снисходительно, он примыкал к группе футуристов лишь около года, в течение которого совершил множество турне по России, соревнуясь в мастерстве с Маяковским. Доходчивая музыкальность его поэзии при всей ее вычурности выгодно отличалась от колющих фирм молодых ретивых футуристов-реформаторов. Во время гражданской войны оказался в Эстонии, сначала гастролировал, затем вел полунищенское существование и писал автобиографические романы.

Владимир МаяковскийМаяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930) – русский и советский поэт, самый известный представитель кубофутуризма, поднявший на знамя идеи бунта и свободу самовыражения. В его творчестве преобладает противопоставление героя обыденности.

В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой и даже вступил в РСДРП. Долго не мог выбрать между живописью и поэзией. С Бурлюком познакомился в училище живописи и быстро вошел в творческий круг футуристов. Раннее творчество Маяковского экспрессивно и метафорично. У Маяковского что ни строка, то новый образ. Для него характерны использование новых композиционных и графических эффектов, эксперименты с фигурным расположением строф.

После 1917 года Маяковский стал много писать; за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы; за двенадцать послереволюционных лет – одиннадцать томов. По сути Маяковский – трагический поэт, и только на этом пути он создавал гениальные вещи. Несмотря на эпатаж молодых лет, темы смерти и вечной неразделенной любви – центральные в его творчестве. В нем в последние годы в полную силу проявился драгоценный дар доброты, нежности, душевного тепла, о которых мало известно.

Маяковский – трагическая личность: оптимисты не ставят последнюю точку в своей жизни таким образом, как сделал это он. Очевидно, он переживал глубокий творческий кризис. При жизни никто не оценил подлинного масштаба Маяковского.

Велимир ХлебниковХлебников Велимир (Виктор) Владимирович (1885 – 1922) – самый необычный даже среди необычных футуристов, это настоящий русский дервиш и председатель земного шара». Особенно активно занимался революционными преобразованиями в области русского языка; как и Бурлюк, предлагал создать новый универсальный язык. Для его творчества характерны многочисленные неологизмы, так называемое «сопряжение корней» или «скорнение».

Первые известные литературные опыты Хлебникова относятся к 1904 году. Необычные стихи Хлебникова, человека не от мира сего, читали с интересом, но издавать не торопились. Значительную часть в творчестве Хлебникова занимали космологические мотивы. Поэт выдвигал идею о том, что всё во вселенной подчиняется единым законам, а также пытался при помощи поэзии связать время и пространство. Встроиться в советскую действительность у него не было никакой возможности. В редакциях косились на человека, носившего свои стихи в наволочке. Поэт не мог ходить на службу, как все, и много путешествовал. Влияние Хлебникова на развитие русского авангарда переоценить невозможно.

Алексей КрученыхКрученых Алексей Елисеевич (1886 – 1968) – художник, издатель и теоретик стиха. Яркая личность, провокатор и «эпатажник», «заводила», генератор идей группы футуристов. Его авторские сборники 1912 года – «Помада», «Поросята», «Взорваль». Творческое кредо Крученых – деформация языка и грамматики, нагромождение слов текста друг на друга, подчинение смысла сиюминутным чувствам, отказ от синтаксиса и строфики. Разрабатывая оригинальную стиховедческую концепцию «сдвигологии», Кручёных дальше всех футуристов пошёл по пути абсурда, игры со звуками, дробления слова и словесной графики. Наряду с произведениями заумного языка для его творчества характерно стремление к грубой хаотичности, к отвратительному, к дисгармонии и антиэстетизму.

С 1930-х годов отходит от литературы и живёт очень стесненно – только продажей редких книг и рукописей. Среди них он и умер. Совсем один, оставшийся незамеченным властями.

Николай АсеевАсеев Николай Николаевич (1889 – 1963) – деятель русского футуризма, русский советский поэт, переводчик и сценарист. Начал публиковаться в детских журналах. Первый сборник Асеева «Ночная флейта» (1914) носил следы влияния символизма. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в его сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915).Формированию таланта Асеева способствовало творческое общение с В. В. Маяковским, но в отличие от него, Асеев отказался от экспериментов молодости, отошел от идеалов футуризма, отлично устроился в жизни и даже, подобно Пастернаку, выработал собственный, индивидуальный стиль. Асеев избежал призыва в армию и гармонично вписался в идеологические рамки советской действительности, жил примерным семьянином в московском «Доме писательского кооператива», где установлена посвященная ему мемориальная доска. Удостоен Сталинской премии первой степени, тем не менее с воодушевлением воспринял хрущевскую оттепель.

Василий КаменскийКаменский Василий Васильевич (1884 – 1961) – поэт, художник и прозаик, устремленный ввысь «человек и аэроплан». С 1904 года – сотрудник газеты «Пермский край», где и публикует свои стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. С 1908 года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где и познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами. Некоторое время Каменский был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI».

В 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе кубофутуристов и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями. Особый интерес представляет «железобетонная» поэма Каменского «Константинополь» 1914 года – синтез изобразительной графики и слова.

С восторгом принял революцию. Вел культработу в Красной армии. Работал с Мейерхольдом. Большим успехом в СССР пользовалась патриотическая поэма Каменского «Емельян Пугачёв». Удостоен Сталинской премии.

Как и все в этом мире, со временем футуристическая концепция устарела. Культурный нигилизм отошел в тень. Довольно лихо отработав язык поэзии как материал, футуристы (те, кто благополучно дожил до старости) вынуждены были признать, что задача искусства – все же не эпатаж, не бравада, а преобразование временного в вечное.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах