Стихи о войне. Испытание временем
Когда бьют пушки, Музы не молчат. Это утверждение проверено временем. Война всегда отзывалась эхом в душах людей, горечь утраты и радость победы требовали эмоционального выплеска, так рождались стихи и песни. Они писались порой на обрывках обожженной бумаги, в землянках и окопах, в перерывах между боями. Переполненные болью строки выводились слабеющей рукой в блокадном Ленинграде. Некоторые передавались из уст в уста. Так было со стихотворением Михаила Светланова «Жди меня». Так было с песней «Вставай, страна огромная», написанной в первые дни войны и моментально облетевшей весь Союз, ставшей гимном сопротивления врагу. Стихи и песни в военное время выполняли не меньшую роль, чем вся советская политическая пропаганда. Они поднимали боевой дух и заставляли идти в бой эффективнее, чем заградотряды. Они были искренними. Но что же с ними сейчас, как сложилась судьба стихов о войне в мирное время?
Достаточно открыть школьный учебник литературы, чтобы понять плачевную участь гражданской лирики. В школьной программе только «Василий Теркин» в весьма сокращенном варианте. В эпоху перемен чиновники от образования не стали разбираться, что из стихов военного времени отнести к литературным произведениям, а что к творениям той же пропаганды, и исключили из программы все, оставив только классику досоветского периода. Результат можно наблюдать уже сейчас – современный школьник с трудом вспоминает слова «Дня Победы», а ведь эта песня была написана спустя много лет после войны и исполняется ежегодно. Казалось бы, всего лишь стихи. Не так уж и важно для современного человека, живущего в мирное время.
Нет, важно. Важно потому, что в стихах живые эмоции, живая боль, живая история. Можно прочитать параграф в учебнике о войне, узнать расстановку сил, цифры и факты. Но почувствовать, что такое война, понять весь ее ужас, трагедию людей, переживших ее, можно только по художественным произведениям. Именно стихи, песни, фильмы заставляют нас чувствовать. Когда звучит «Бухенвальдский набат», перед глазами проносятся картины немецких концлагерей, и невольно хочется встать, потому что сидя слушать набат невозможно. По силе воздействия не сравнить одну-единственную песню и сотни прочитанных о Бухенвальде книг.
Конечно, есть и светлые моменты в сегодняшней судьбе стихов о войне. Они живут благодаря музыкантам, популярным исполнителям, перепевающим старые военные песни и исполняющим их хотя бы ко Дню Победы. Стало доброй традицией устраивать на Красной Площади или Поклонной Горе концерты с участием молодых музыкантов и групп, поющих «фронтовой репертуар». Они глашатаи для новых поколений, к ним молодежь, не признающая авторитетов, прислушивается быстрее и охотнее, чем к учителям и даже ветеранам. Это реальность, пускай не самая обнадеживающая. Но главное, что стихи о войне живут, исполняются, продолжают поражать своей пронзительностью, искренностью, эмоциональностью. А значит, живет и память.