Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

В чем своеобразие ранней лирики Батюшкова

На жизненном пути ему дарует гений
Неиссякаемый источник наслаждений
В замену счастия и скудных мира благ:
С ним муза тайная живет во всех местах
И в мире дивный мир любимцу созидает.

К. Батюшков

«В нем первом из русских поэтов художественный элемент явился преобладающим элементом. В стихах его много пластики, много скульптурности, если можно так выразиться. Стих его часто не только слышим уху, но видим глазу: хочется ощупать извивы и складки его мраморной драпировки» – так отзывался известный критик В. Г. Белинский о творчестве К. Батюшкова, поэта, который по мнению литературоведов придал русскому языку не свойственные ранее гибкость и гармонию. Примечательно, что некоторые критики называют Батюшкова «Пушкиным до Пушкина», безошибочно угадывая в нем предшественника великого поэта.

К вершине Парнаса

Молодой Батюшков – певец жизни и сладострастья. Его лирический герой – молодой и веселый поэт, восторженно принимающий радости жизни. Он славит юность, дружбу и любовь, наслаждается возможностью пить выписной портер, вкушать сочны апельсины и вдыхать благоуханье роз. Таким восприятием окружающей действительности Константин Николаевич был обязан прежде всему своему двоюродному дядюшке-эпикурейцу, Михаилу Никитичу Муравьеву. Находясь под влиянием своего образованного родственника, будущий поэт в совершенстве освоил латинский язык и увлекся древней классической литературой. Михаил Никитич ввёл племянника в свой круг, познакомил с Г. Р. Державиным, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, Н. А. Львовым. В 1805 г. юный Константин дебютировал в печати. Журнал «Новости русской литературы» опубликовал его стихотворение «Послание к стихам моим».

Так на литературном небосклоне появился новый поэт. Своеобразие ранней лирики Батюшкова заключается в лёгкости и непринужденности, с которыми автор отражает в своих стихах душевные порывы, мимолетные грезы и любовные фантазии. Константин Николаевич намеренно отказался от напыщенного пафосно-одиозного стиля, господствующего в русской поэзии XVIII века, выбрав жанр дружеских посланий и элегий.

Батюшков и сам любил говаривать, что «в первом периоде молодости» основными чертами его характера были «пылкость и беспечность». Об этом он пишет:

Ах, почто же мне заране,
Друг любезный, унывать? –
Вся судьба моя в стакане!
Станем пить и воспевать:
«Счастлив! счастлив, кто цветами
Дни любови украшал,
Пел с беспечными друзьями,
А о счастии… мечтал!»

К Петину»)

И призывает избавиться от невзгод:

Мы потопим горесть нашу,
Други! в эту полну чашу,
Выпьем разом и до дна
Море светлого вина!

Веселый час»)

Чаша, как атрибут юности и жизнелюбия, нередко встречается в ранних стихах Батюшкова. Таким его и любили изображать друзья: молодым, искристым, «в венке из роз и с прадедовской чашей в руке».

Любовь и смерть

В любовной поэзии «сладкоречивый и моложавый» Батюшков – тоже признанный новатор. Излишняя стыдливость и жеманные ужимки ему не свойственны. Поэт пылко описывает бурный водоворот страстей, коим для него является истинное чувство. В отличие от современников он восхищенно описывает свою героиню. Возлюбленная поэта – не бесплотный невесомый призрак, а земная женщина из плоти и крови с рассыпанными по плечам локонами и пунцовыми как розы устами:

Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.

Мой гений»)

Или:

…пылающи ланиты
Розы ярким багрецом.
И уста, в которых тает
Пурпуровый виноград.

Вакханка»)

Удивительно, но даже мотивы смерти звучат в ранней лирике Батюшкова звучат оптимистично. Без трагизма и меланхолии молодой поэт изображает завершение земного пути. Для него смерть – это всего лишь переход из жизни в античный загробный мир, где по-прежнему звучат «гимны радости» и продолжается праздник сладострастья:

И тогда тропой безвестной,
Долу, к тихим берегам,
Сам он, бог любви прелестной,
Проведет нас по цветам
В тот Элизий, где всё тает
Чувством неги и любви,
Где любовник воскресает
С новым пламенем в крови,
Где, любуясь пляской граций,
Нимф, сплетенных в хоровод,
С Делией своей Гораций
Гимны радости поет.

Во время войны с Наполеоном в сознании Константина Николаевича обозначился глубокий перелом. Несмотря на то, что Россия одержала победу, мрачные картины пережитого навсегда врезались в память поэта. К мрачным раздумьям о разрушении картины прежнего мира добавился тяжёлый опыт личных неудач. Из батюшковской поэзии навсегда ушла былая лёгкость. В творчестве недавнего беспечного эпикурейца начался новый период…



Утром 14 апреля 1930 г. Маяковский выстрелил себе в грудь после ссоры с Норой Полонской. Маяковский скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах