Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Биографии

Максимилиан Волошин: биография

Максимилиан Волошин

Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
М. Волошин

Максимилиан Александрович Волошин – русский и советский поэт, эссеист, критик, художник, пейзажист.

Детство и юность

Будущий поэт родился 16 (28 по н. с.) мая 1877 г. в Киеве в семье коллежского советника Александра Максимовича Кириенко-Волошина, потомственного запорожского казака, и его жены Елены Оттобальдовны (урожд. Глазер), дочери обрусевшего немца. Отца Макс не помнил: родители расстались, когда он был совсем маленьким, а в 1881 г. Александр Максимович скончался. Воспитанием сына занималась мать, женщина сильная и независимая.

Начальное образование мальчик получал дома: под руководством приглашенного гувернера заучивал стихи на латинском языке, изучал историю религии и писал сочинения на весьма сложные литературные темы. Впоследствии обучался в гимназия Москвы и Феодосии.

В 1893 г. мать и сын Волошины перебрались в Коктебель, где Елена Оттобальдовна приобрела недорогой по тому времени участок земли. Переезд на побережье во многом предопределил судьбу впечатлительного отрока. Его с первого взгляда покорили «историческая насыщенность Киммерии и строгий пейзаж Коктебеля».

Продолжая семейные традиции, в 1897 г. Макс (так звали его друзья и родственники) поступил на юридический факультет Московского университета, хотя мечтал заниматься историей и филологией. В феврале 1899 г. Волошина на 1 год исключили из университета, однако после восстановления начинающий поэт решил не продолжать обучение и занялся самообразованием. С 1900 г. Макс много путешествовал по Европе и буквально впитывал в себя знания. На тот момент обучение он считал наиважнейшей для себя задачей – «учиться: художественной форме – у Франции, чувству красок – у Парижа, логике – у готических соборов… В эти годы – я только впитывающая губка, я – весь глаза, весь – уши».

Париж-Петербург-Москва

С 1901 г. Волошин обосновался в Париже и в тоже время принимал активное участие в литературной жизни России. Его стихотворения публикуются в журнале «Русь» и газете «Весы», для французской прессы поэт пишет заметки о России. В марте 1905 г. Максимилиан вступил в масонскую ложу «Труд и истинные верные друзья», из которой перешёл в ложу «Гора Синайская». В 1910 г. поэт начал работу над циклом «Киммерийские сумерки» и одновременно писал монографические статьи о А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне и К. Ф. Богаевском. В 1910 г. в свет вышел первый волошинский сборник «Стихотворения».

Личная жизнь

Приземистый и «гривастый» Макс Волошин, добряк и весельчак, воспринимался многими женщинами как друг и не более, что порой повергало поэта в уныние: «Объясните же мне, в чем мое уродство? Всюду, и особенно в литературной среде, я чувствую себя зверем среди людей – чем-то неуместным. А женщины? Моя сущность надоедает им очень скоро, и остается только раздражение…», – сетовал Волошин в письме к близкому другу после тяжёлого разрыва.

Однако полным неудачником в делах любовных поэт не был, его донжуанский список регулярно пополнялся. Были и мимолетные связи, и серьёзные романы. Биографы обычно говорят о трёх самых важных женщинах в жизни поэта.

В 1903 г. Волошин познакомился на выставке картин с Маргаритой Сабашниковой, дочерью богатого чаеторговца и племянницей известного издателя. Девушка увлекалась живописью и поэзией, носила строгие блузки с высоким воротником и повсюду ходила с шаманским бубном, утверждая, что её предок был бурятским шаманом. Максу она напоминала египетскую царицу Таиах, статую которой поэт видел в одном из музеев Европы. «Они слились для меня в единое существо, – писал Волошин – Каждый раз приходится делать над собой усилие, чтобы поверить: Маргарита – из тленных плоти и крови, а не из вечного алебастра. Я никогда не был так влюблен, а прикоснуться не смею – считаю кощунством!» В 1906 г. Макс и Маргарита поженились. Это была очень странная пара: рядом с грациозной супругой Волошин казался мужиковатым чудаком. Брак продлился всего год. «Алебастровой красавице» претили обычаи нравы и обычаи коктебельского дома супруга, её тянуло в Петербург, туда, где по её мнению кипела настоящая жизнь. Наконец, поэт уступил просьбам Маргариты и молодые перебрались в северную столицу, остановились на квартире под мансардой Вячеслава Иванова. По средам у соседей собирались символисты, Волошиных тоже звали, но Макс часто отказывался, а вот его супруга с удовольствием окунулась в богемную жизнь, о которой так мечтала. Со временем Маргарита очень сблизилась с соседями и однажды ответила согласием на предложение Лидии Зиновьевой-Аннибал вступить с ними в «духовно-душевно-телесный слиток из трёх живых людей»: настоящая художница не должна оставаться в вульгарной супружеской паре!» В Крым поэт вернулся уже один, но остался для супруги верным другом.

Не менее важную роль в жизни Волошина сыграла поэтесса Елизавета Дмитриева, полноватая, большеголовая и совершенно неприметная с виду барышня, которая, к тому же, ещё и хромала. Для неё Максимилиан Александрович придумал псевдоним-мистификацию Черубина де Габриак. По легенде Черубина была испанской аристократкой, увлекающейся поэзией. Её стихи, которые по мнению биографов писал сам Макс, вызвали неподдельный интерес читателя. Однако очарование растаяло после того, как Дмитриеву разоблачили. Своей загадочной «испанке» Волошин посвятил венок сонетов «Corona Astralis» и даже стрелялся из-за неё на дуэли с Николаем Гумилёвым. С Елизаветой поэт поддерживал так же дружеские отношения до самой её смерти в 1928 г.

В 1922 г. Волошин наконец встретил свою судьбу – Марию Заболоцкую, которая работала фельдшером и лечила мать поэта. Маруся не обладала ни грацией Маргариты, ни загадочной томностью Черубины-Елизаветы, но именно она стала для Макса верным другом и разделила с ним трудные годы жизни.

Меж двух революций

В 1914 г. Волошин увлекся идеями антропософии и в числе единомышленников, среди которых были А. Белый, А. Тургенева, М. Волошина, принял участие в строительстве культурного центра – Гётеанума. В этот же период поэт выпускает книгу избранных статей о культуре «Лики творчества», годом позже выходит сборник стихотворений об ужасах войны «Anno mundi ardentis 1915». Свои акварельные пейзажи Крыма Волошин представляет публике на выставках «Мира искусства».

В своём письме от 1914 г., адресованном военному министру России Сухомлинову, Максимилиан Александрович наотрез отказывался от службы в царской армии во время Первой мировой войны. По свидетельству современников «он соглашался быть расстрелянным, чем убивать». Февральскую революцию поэт принял холодно и недоверчиво, а Октябрьский переворот только подтвердил его сомнения. Поняв, что новая жизнь не для него, Волошин осел в Крыму и намеренно занял позицию «над схваткой» и не примкнул ни к одному из лагерей: красных он укрывал от белых, а белых спасал от красных. В Феодосии и Керчи Максимилиан Александрович читал лекции по литературе, но в полемику ни с кем не вступал.

После революции поэтом созданы цикл философских поэм «Путями Каина», поэма «Россия», стихотворения «Дом поэта», «Владимирская Богоматерь».

Дом-корабль

Ещё с 1911 г. Максимилиан Александрович принимал в своем коктебельском доме веселую творческую молодежь. С лета до поздней осени волошинский «корабль» был оккупирован племенем «обормотов». Художники, поэты, актёры жили здесь совершенно бесплатно, устраивая всевозможные розыгрыши, участие в которых принимали хозяин дома и Елена Оттобальдовна (или Пра, от Праматерь). На «летней станции для творческих людей» в разное время жили и работали М. Цветаева, В. Брюсов, М. Горький, А. Белый, М. Булгаков и др. В «Доме поэта» Волошин писал:

Дверь отперта. Переступи порог.
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прохладных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.
А за окном расплавленное море
Горит парчой в лазоревом просторе.
Окрестные холмы вызорены
Колючим солнцем. Серебро полыни
На шиферных окалинах пустыни
Торчит вихром косматой седины.
Земля могил, молитв и медитаций –
Она у дома вырастила мне
Скупой посев айлантов и акаций
В ограде тамарисков. В глубине
За их листвой, разодранной ветрами,
Скалистых гор зубчатый окоем
Замкнул залив Алкеевым стихом,
Асимметрично-строгими строфами.
Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан,
И побережьям этих скудных стран
Великий пафос лирики завещан
С первоначальных дней, когда вулкан
Метал огонь из недр глубинных трещин
И дымный факел в небе потрясал

В 1924 г. поэт уже официально превратил свой дом в Дом творчества, получив одобрение Наркомпроса.

Последние годы жизни

С 1926 г. Максимилиан Александрович отошёл от литературы, жил в Коктебеле, занимался живописью и раздаривал свои акварели многочисленным друзьям. Навестивший поэта в 1932 г. Николай Чуковский (сын Корнея Ивановича) нашёл его в весьма плачевном состоянии: никогда не отличавшийся стройностью Волошин сильно располнел и ослаб после перенесенного воспаления лёгких. Кроме того, недавно с добряком Максом случился инсульт, поэтому говорить не мог, только мычал, хотя и находился в здравом уме.

11 августа 1932 г. Максимилиан Александрович Волошин скончался от второго инсульта. Проводить его в последний путь пришли Н. Чуковский, А. Габричевский, Г. Шторм, Г. Артболевкий, последний прочел над могилой стихотворение Баратынского «На смерть Гете». Похоронили поэта на горе Кучук-Янышар. После смерти супруга Мария Степановна сохранила его творческое наследие и дом, который он ещё в начале 1932 г. завещал Союзу писателей.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах