Мирра Лохвицкая: биография
И музы эллинской создания,
Но поклоняюсь я Кресту,
Кресту – как символу страдания».
Мирра Лохвицкая (настоящее имя – Мария) – самая знаменитая поэтесса конца XIX – начала XX века, основоположница русской «женской» поэзии, проторившая дорогу А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой и забытая практически сразу после смерти. В наши дни Мария Александровна известна скорее как старшая сестра писательницы Тэффи – автора знаменитых, полных иронии рассказов. Судьба и творческий псевдоним Марии Лохвицкой проникнуты мистикой, склонность к которой была у Лохвицкой наследственной: ее прадед, Кондратий Лохвицкий – поэт-певец сверхъестественного, автор загадочных пророчеств.
Мария Александровна родилась 19 ноября (1 декабря) 1869 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье известного адвоката, профессора криминалистики, преподавателя императорского училища правоведения, Александра Владимировича Лохвицкого и Варвары Александровны Гойер, обрусевшей француженки, очень начитанной, образованной женщины.
Детские годы
Семья Лохвицких была уникальной с литературной точки зрения, потому что в ней писали все, и все были очень талантливы. Дети забавы ради рифмовали даже случайно брошенные бытовые фразы: например, «зуб заострился – режет язык». Ее, уловив стихотворный размер, продолжают по очереди остальные: «к этакой боли я не привык», «можно бы воском его залепить», «ну как же я буду горячее пить?», «и как же я буду говядину жрать», «ведь не обязаны все меня ждать». Такие экспромты были семейной литературной традицией.
В 1874 году семейство перебралось Москву. А спустя восемь лет Мария поступила в Московское Александровское мещанское училище, которое позднее стало Александровским институтом. Девочка жила и воспитывалась там в течение шести лет, там же проявилось ее поэтическое дарование. Два первых стихотворения были опубликованы еще в период обучения. После смерти отца семейства Варвара Александровна с младшими детьми вернулась в Петербург. Туда же по окончании учебы со свидетельством домашней учительницы приехала и Мария. Серьезный литературный дебют Лохвицкой состоялся почти сразу по приезде.
Начало литературного пути
Первая серьезная публикация прошла в журнале «Север», затем последовали знакомства с влиятельными литературоведами и журналистами, включая П. П. Гнедича, основоположника российского искусствоведения. Оригинальность и талант девушки стали очевидны всем. К ней пришла первая известность. Стихотворения М. Лохвицкой начали выходить отдельными изданиями. Она с готовностью сменила имя на литературный псевдоним, который добавлял экзотики, таинственности. Ведь «миро» – это драгоценное масло, символ священнодействия, жизни и смерти одновременно. Таким образом исчезла Мария Лохвицкая, а появилась Мирра.
Замужество
В 1891 году М. Лохвицкая вышла замуж за инженера, сына профессора архитектуры, бывшего соседа по даче в Ораниенбауме, поселке под Петергофом, и стала мадам Жибер. Вскоре молодые супруги покинули столицу и переехали сначала в Ярославль, а оттуда в Москву.
Первый громкий успех
Выпущенный Лохвицкой в 1896 году сборник с незатейливым названием «Стихотворения», воспевающий чистое романтическое чувство, произвел фурор и был удостоен престижной Пушкинской премии. Литератор В. И. Немирович-Данченко, брат знаменитого театрального деятеля, описывал свои впечатления так: «словно на меня солнцем брызнуло».
По возвращении в Петербург Лохвицкая стала желанной гостьей в литературных салонах, но посещала их нечасто, ссылаясь на собственные недомогания или болезни детей (у Марии Александровны родились пять сыновей). Вдобавок круг творческих связей Мирры Лохвицкой был довольно ограничен, поэтому о ней осталось так мало воспоминаний современников, а автобиографические сведения довольно отрывочны. Большинство творческих людей, особенно поэтов, ревнуя к чужому успеху, неохотно допускают в свою среду конкурентов, тем более женщин. Вот и снобные В. Я. Брюсов и З. Н. Гиппиус не стеснялись открыто выражать к М. Лохвицкой антипатию.
Тем не менее Лохвицкая становится заметной фигурой среди поэтов своего поколения, ее поэтические сборники выходят один за другим, и имеют коммерческий успех. Причем последний сборник выходит всего за год до ее смерти. Миниатюрная женщина с восточной внешностью – «от земли не видать» – берется за драматические произведения больших форм, включающие автобиографические моменты. За свою жизнь Лохвицкая получила три пушкинские премии, а это самое высокое отличие в среде поэтов ее времени.
Лохвицкая как творческая личность
Был период, когда стихи Мирры отказывались печатать почти все издатели. «Молодая девушка не имеет права затрагивать такие темы», – прямо сказал ей патриарх литературы Ясинский. Но, анализируя творчество Лохвицкой, надо понимать, что эротизм был особенностью поэзии Серебряного века. В стихах, написанных женщиной, критикой это считалось недопустимым. При этом смелость в стихах сочеталась у Лохвицкой с большой сдержанностью, подчас аскетизмом в реальной жизни. На слуху был ее единственный роман с Константином Бальмонтом, человеком эпатажным и увлекающимся, но совершенно непрактичным, как все гении.
Лохвицкая сблизилась с ним на той почве, что они оба писали немыслимые по тем временам стихи, и, конечно, полюбила его. Производящий впечатление Бальмонт выгодно контрастировал с мужем-инженером, который не мог уделять ей много времени.
Роман продлился два года. Поэтессе удавалось совмещать семью и романтические чувства на стороне, хотя она испытывала жесточайшее чувство вины. В эти отношения неизменно вплеталось естественное в среде творческих людей поэтическое соревнование, борьба амбиций.
Лохвицкая была сильной личностью, склонной к оккультизму, домыслам и преувеличениям. Но ее искренность не вызывает никакого сомнения. Она не стеснялась писать о том, что ее волновало, об интимных вещах, и делала это без кривлянья и пошлости. Как сказал один из исследователей творчества Марии Александровны, «именно Лохвицкая, а не Ахматова, «научила женщин говорить».
Смерть без времени
Мария Александровна скончалась 27 августа (9 сентября) 1905 года, не реализовав свой творческий потенциал. Ее смерть окутана тайной. Официальная причина смерти – стенокардия, но она не могла стать причиной ужасающих приступов боли, которые приходилось купировать морфием. Создается впечатление, что Лохвицкая просто устала жить, а припадки были приступами отчаяния. Могила ее находится на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. Место рядом, предположительно предназначенное для мужа, пустует: поэтесса трагически одинока и после смерти.
В советское время Лохвицкую обвиняли в «ограниченности, тривиальности, салонности, вульгарности». Брюсов свысока выделял как безупречные лишь 10-15 ее стихотворений, хотя и отмечал «увлекательность» внутренней драмы ее души. Критики отмечали «узость» поэтического мира, отсутствие гражданственности, требуя от тонкой женщины с подвижной психикой черт поэта-трибуна. Мария была не такова. И судить о личности поэтессы сегодня может каждый по ее творчеству. Помещенный перед статьей эпиграф ясно выражает ее жизненное кредо.
Примечательно, что историю любви Лохвицкой и Бальмонта через 18 лет трагически повторили их дети. Застрелившийся при невыясненных обстоятельствах сын Марии Александровны Измаил Лохвицкий-Жибер, живя в эмиграции, полюбил дочь Бальмонта, тоже поэтессу, названную им Миррой.