Поэты-акмеисты
Акмеизм – одно из поэтических направлений русского модерна, провозглашающее освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Акмеизм был провозглашен Николаем Гумилевым и Сергеем Городецким как течение, принимающее эстафету от символизма. Созданный ими «Цех поэтов» – объединение, которое ставило целью обучение поэтическому творчеству на новых принципах – с мастерами, подмастерьями и идеей преемственности. Акмеизму присущи эстетизм, камерность, поэтизация чувств: он предлагает земное вместо небесного, бытовое вместо метафизического – идею равновесия, пресловутый ахматовский «протертый коврик под иконой».
Гумилев Николай Степанович (1886–1921) единственный представитель чистого акмеизма, безусловный лидер акмеистов, поэт-воин, критик и переводчик, человек энциклопедических знаний с железной волей. Выдающийся талант семнадцатилетнего юноши разглядел И. Ф. Анненский, который был директором гимназии, в которой учился Николай Степанович. Уже первая изданная Гумилевым книга – «Путь конквистадоров» – не осталась незамеченной.
Несмотря на ранний литературный успех, Гумилеву была скучна богемная жизнь – отсюда его тяга к путешествиям, риску. С началом войны он уходит добровольцем на фронт, несмотря на слабое здоровье, и получает за отвагу несколько Георгиевских крестов, которые Ахматова в письме к сыну зачем-то пренебрежительно называет белыми крестиками. Оказавшись в составе русского экспедиционного корпуса Париже, Николай Степанович имел возможность остаться за границей, но вернулся в потрясаемую революциями Россию. Написанное в 1921 году стихотворение «Огненный столп» – своеобразное завещание поэта: в том же году он был расстрелян по обвинению в участии в антибольшевистской организации.
Несмотря на пассионарность Гумилева, в его творчестве отсутствовала политическая тематика: он писал о любви и смерти, искусстве и красоте природы, путешествиях.
Мандельштам Осип Эмильевич (1891–1938) – талантливый поэт-разночинец, поэт исключительной эффектности, самый метафорический из русских поэтов первой половины века. Осип Эмильевич имел возможность получить образование в России, но не завершил его. Ранний Мандельштам – акмеист, ориентированный исключительно на Западную Европу. Знакомство с Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым считал одной из главных удач своей жизни. Регулярно выступал в литературном кафе «Бродячая собака». «Тристия» – сборник, после которого критика стала Осип Эмильевич относиться к Мандельштаму серьезно.
Во время гражданской войны Мандельштам имел возможность выехать в эмиграцию, но остался в России. В советское время годы активного творчества сменяются долгими годами поэтической немоты. Поздний Мандельштам словно пытается уйти от реальности, он подчеркнуто непонятен, непредсказуем: он то отрекается, то напоминает читателю о своих еврейских корнях, то обвиняет Сталина, то пишет ему оды. Осип Эмильевич был арестован по доносу одного из литературных «собратьев» и умер в пересыльном лагере.
Осип Эмильевич, как и А. А. Ахматова, – певец чувств, культуры, он придал звучащей поэзии великолепную загадочность. Формулы Мандельштама создают ощущение тайны, они многозначны и не подлежат однозначной трактовке. Понимание творчества Мандельштама требует большого багажа знаний и биографического опыта.
Ахматова Анна Андреевна (1889–1966) – пересечение лучей серебряного века – давно стала иконой правозащитного движения – голосом растоптанных, и это мешает трезво оценивать ее личность и творчество. Имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.
Домашняя библиотека состояла из единственного томика Некрасова, который был всегда духовно близок поэтессе. Родные не одобряли стихотворчества Анны Горенко. Удачно подобранный ею образ бабушки-татарки и пожелание отца стали поводом выбрать звучный псевдоним.
Первым стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…» опубликовал в Париже именно Н. С. Гумилев. Их роман был своеобразным психологическим поединком. Ухаживающий за Ахматовой Гумилев покровительственно, с легкой иронией относился к талантливой девушке, пишущей с орфографическими ошибками.
Вышедший в 1912 году в России сборник «Вечер» – знак принадлежности к акмеистам. Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать внимание к деталям, тонкий психологизм, сопряжённый с личными переживаниями. Революцию Анна Андреевна встретила настороженно: переживания тех месяцев отражены в ее стихотворении «Мне голос был…» Начиная с 1922 года, произведения Ахматовой подвергаются постоянной цензуре. Между тем творчество Ахматовой неоднозначно оценивали даже ее современники; например, широко известна цитата из стихотворения «Стихи Ахматовой» И. Северянина – «в нудном плаче – самоцель». Образ женщины, терпящей поражение, приговоренной неизвестно за что, у нее подавался всегда откровенно и не вписывался в настроение эпохи.
Страсть Ахматовой к приукрашиванию биографии не умаляет художественной ценности ее произведений. Вместе с тем нельзя не отметить, что пресс советской власти был не так тягостен – поэтесса прожила долгую жизнь: была вывезена из блокадного Ленинграда, пусть и в Ташкенте, но издавалась даже во время войны и неоднократно выезжала за рубеж после ее окончания.
Городецкий Сергей Митрофанович (1884–1967) – ныне забытый русский советский поэт, переводчик и педагог. Получил блестящее домашнее образование, окончил гимназию с золотой медалью. Начинал творческую деятельность как символист.
Его ранним произведениям был присущ фольклорный уклон. В 1906–1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля». В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй. В 1912 году отходит от символизма, совместно с Гумилевым становится одним из организаторов «Цеха поэтов». Будучи близким к крестьянским поэтам, Городецкий открыл самобытный талант Есенина, оказывал покровительство начинающему Н. Клюеву. Выступал как критик и литературовед.
Во время Первой мировой войны поэт-патриот находился на фронте в качестве военного корреспондента, работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции знающий в совершенстве армянский язык Городецкий издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражёна тема геноцида армян. Сергей Митрофанович также работал в Политуправлении Каспийского флота.
В тридцатые годы писал замечательные оперные либретто советской тематики, работал в газете «Известия». Городецкий писал и политические стихи – от агиток периода Гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921 год), партийным съездам (1931 и 1958 годы) и космонавтам (1962 год) до текста кантаты «Песнь о партии».
В 1958 году выпустил книгу воспоминаний «Мой путь», в которой можно прочесть о знакомых ему акмеистах. Он умер в том же городе, в котором родился – Обнинске.
Зенкевич Михаил Александрович (1886–1973) – поэт и прозаик, родившийся в учительской семье. Окончив гимназию, продолжил образование в Германии. Затем окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, но чувствовал сильную тягу к литературному творчеству.
Зенкевич, как Нарбут, – акмеист-земник, так называемый «приземлённый» поэт, описывающий жизнь, войну такими, каковы они в реальности, и выражающий надежду на ее изменение – представляет левый флаг акмеизма. Был также соучредителем «Цеха поэтов». В 1912 году выпустил первую книгу «Дикая порфира». Образы и темы доисторического бытия, нарочитый натурализм навлекли на поэта обвинения в пессимизме. Вячеслав Иванов говорил: «Зенкевич пленился Материей и ей ужаснулся».
После революции о Михаиле Александровиче стали забывать, и он вернулся на малую родину, в Саратов, где работал в отделе искусств газеты «Саратовские известия». В 1923 году переехал в Москву. С 1925 года работал секретарем периодических изданий, заведующим отделом поэзии в журнале «Новый мир». Занимался художественными переводами и был лоялен советской власти, хотя нельзя сказать, что он гармонично влился в советскую поэзию. Эпоха была безжалостна к людям его поколения, и сам Михаил Александрович часто жил на волосок от гибели. Между тем он был последним человеком на земле, который о Николае Степановиче Гумилеве говорил «Коля».
Нарбут Владимир Иванович (1888 – 1938) – русский писатель, поэт и литературный критик. Биография этого человека напоминает авантюрный роман: скандальные произведения (книга стихов Нарбута «Аллилуйя» сожжена за богохульство по постановлению Святейшего Синода), финансовые провалы часто вынуждали его спешно покидать насиженные места. Демоническая внешность, манера независимо держаться и необыкновенный ораторский дар Нарбута оказывали магнетическое воздействие на мужчин, не говоря уже о женщинах. В одной из своих книг В. П. Катаев называет Нарбута «падшим ангелом, свалившимся к нам с неба в черном пепле сгоревших крыл».
Окончив гимназию с золотой медалью, Владимир Иванович учился на трех факультетах Петербургского университета, но не кончил ни одного. Посещая в юности собрания молодых поэтов у С. Городецкого, Нарбут сблизился с кругом будущего «Цеха поэтов» и вошел в сам «Цех». Как деятельная натура Владимир Иванович участвовал в африканской экспедиции Гумилева. После отъезда в 1913 г. в Петербурге был издан сборник стихов «Любовь и любовь».
Революция застала Нарбута в Глухове, на его малой родине. Одно время он был членом партии левых эсеров, затем склонился к большевизму. Работал в большевистской печати, занимался издательской деятельностью. В 1920 году возглавил одесское отделение РОСТА, редактировал журналы «Лава» и «Облава». В Одессе был издан сборник с говорящим названием «Плоть», состоявший из стихотворений, написанных Нарбутом в 1912-1914 гг.
В неразберихе гражданской войны он отрекался и от белых, и от красных убеждений, что и сыграло трагическую роль в этой яркой судьбе. В 1928 г. Владимир Иванович был исключён из партии за сокрытие обстоятельств, связанных с его пребыванием на юге во время войны, и снят со всех постов. Долгое время перебивался случайными заработками. В 1933 году вернулся к поэзии. В 1936 году ожидался выход сборника «Спираль», но 26 октября Нарбут был арестован НКВД по обвинению в пропаганде «украинского буржуазного национализма» и расстрелян в карантинно-пересыльном пункте № 2 треста «Дальстрой» в самый день своего рождения.
Хотя в гражданскую войну поэты оказались в разных лагерях, общее у Нарбута и Гумилева – ощущение гибельности, трагичности века и своей собственной судьбы.
В акмеизме изначально присутствовала некоторая противоречивость. Эстетические декларации Гумилева, как будто бы уводя акмеизм из области символов, на поверку открывали не земной, а визионерский мир. Вместе с тем буквальное следование этим декларациям приводило к грубому натурализму Нарбута, уходу от художественного идеала. Подобно тому, как свет погасших звезд идет до земли еще долгие годы, творчество акмеистов имеет несомненное влияние на поэзию до сих пор.