Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Поэты-акмеисты

Акмеизм – одно из поэтических направлений русского модерна, провозглашающее освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова. Акмеизм был провозглашен Николаем Гумилевым и Сергеем Городецким как течение, принимающее эстафету от символизма. Созданный ими «Цех поэтов» – объединение, которое ставило целью обучение поэтическому творчеству на новых принципах – с мастерами, подмастерьями и идеей преемственности. Акмеизму присущи эстетизм, камерность, поэтизация чувств: он предлагает земное вместо небесного, бытовое вместо метафизического – идею равновесия, пресловутый ахматовский «протертый коврик под иконой».

Николай ГумилёвГумилев Николай Степанович (1886 – 1921) единственный представитель чистого акмеизма, безусловный лидер акмеистов, поэт-воин, критик и переводчик, человек энциклопедических знаний с железной волей. Выдающийся талант семнадцатилетнего юноши разглядел И. Ф. Анненский, который был директором гимназии, в которой учился Николай Степанович. Уже первая изданная Гумилевым книга – «Путь конквистадоров» – не осталась незамеченной.

Несмотря на ранний литературный успех, Гумилеву была скучна богемная жизнь – отсюда его тяга к путешествиям, риску. С началом войны он уходит добровольцем на фронт, несмотря на слабое здоровье, и получает за отвагу несколько Георгиевских крестов, которые Ахматова в письме к сыну зачем-то пренебрежительно называет белыми крестиками. Оказавшись в составе русского экспедиционного корпуса Париже, Николай Степанович имел возможность остаться за границей, но вернулся в потрясаемую революциями Россию. Написанное в 1921 году стихотворение «Огненный столп» – своеобразное завещание поэта: в том же году он был расстрелян по обвинению в участии в антибольшевистской организации.

Несмотря на пассионарность Гумилева, в его творчестве отсутствовала политическая тематика: он писал о любви и смерти, искусстве и красоте природы, путешествиях.

Мандельштам Осип Эмильевич (1891 – 1938) – талантливый поэт-разночинец, поэт исключительной эффектности, самый метафорический из русских поэтов первой половины века. Осип Эмильевич имел возможность получить образование в России, но не завершил его. Ранний Мандельштам – акмеист, ориентированный исключительно на Западную Европу. Знакомство с Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым считал одной из главных удач своей жизни. Регулярно выступал в литературном кафе «Бродячая собака». «Тристия» – сборник, после которого критика стала Осип Эмильевич относиться к Мандельштаму серьезно.

Во время гражданской войны Мандельштам имел возможность выехать в эмиграцию, но остался в России. В советское время годы активного творчества сменяются долгими годами поэтической немоты. Поздний Мандельштам словно пытается уйти от реальности, он подчеркнуто непонятен, непредсказуем: он то отрекается, то напоминает читателю о своих еврейских корнях, то обвиняет Сталина, то пишет ему оды. Осип Эмильевич был арестован по доносу одного из литературных «собратьев» и умер в пересыльном лагере.

Осип Эмильевич, как и А. А. Ахматова, – певец чувств, культуры, он придал звучащей поэзии великолепную загадочность. Формулы Мандельштама создают ощущение тайны, они многозначны и не подлежат однозначной трактовке. Понимание творчества Мандельштама требует большого багажа знаний и биографического опыта.

Анна АхматоваАхматова Анна Андреевна (1889 – 1966) – пересечение лучей серебряного века – давно стала иконой правозащитного движения – голосом растоптанных, и это мешает трезво оценивать ее личность и творчество. Имя Ахматовой ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Домашняя библиотека состояла из единственного томика Некрасова, который был всегда духовно близок поэтессе. Родные не одобряли стихотворчества Анны Горенко. Удачно подобранный ею образ бабушки-татарки и пожелание отца стали поводом выбрать звучный псевдоним.

Первым стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…» опубликовал в Париже именно Н. С. Гумилев. Их роман был своеобразным психологическим поединком. Ухаживающий за Ахматовой Гумилев покровительственно, с легкой иронией относился к талантливой девушке, пишущей с орфографическими ошибками.

Вышедший в 1912 году в России сборник «Вечер» – знак принадлежности к акмеистам. Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать внимание к деталям, тонкий психологизм, сопряжённый с личными переживаниями. Революцию Анна Андреевна встретила настороженно: переживания тех месяцев отражены в ее стихотворении «Мне голос был…» Начиная с 1922 года, произведения Ахматовой подвергаются постоянной цензуре. Между тем творчество Ахматовой неоднозначно оценивали даже ее современники; например, широко известна цитата из стихотворения «Стихи Ахматовой» И. Северянина – «в нудном плаче – самоцель». Образ женщины, терпящей поражение, приговоренной неизвестно за что, у нее подавался всегда откровенно и не вписывался в настроение эпохи.

Страсть Ахматовой к приукрашиванию биографии не умаляет художественной ценности ее произведений. Вместе с тем нельзя не отметить, что пресс советской власти был не так тягостен – поэтесса прожила долгую жизнь: была вывезена из блокадного Ленинграда, пусть и в Ташкенте, но издавалась даже во время войны и неоднократно выезжала за рубеж после ее окончания.

Сергей ГородетскийГородецкий Сергей Митрофанович (1884 – 1967) – ныне забытый русский советский поэт, переводчик и педагог. Получил блестящее домашнее образование, окончил гимназию с золотой медалью. Начинал творческую деятельность как символист.

Его ранним произведениям был присущ фольклорный уклон. В 1906 – 1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь», «Перун», «Дикая воля». В 1911 году подготовил и издал двухтомное собрание стихотворений Ивана Никитина с собственной вступительной статьёй. В 1912 году отходит от символизма, совместно с Гумилевым становится одним из организаторов «Цеха поэтов». Будучи близким к крестьянским поэтам, Городецкий открыл самобытный талант Есенина, оказывал покровительство начинающему Н. Клюеву. Выступал как критик и литературовед.

Во время Первой мировой войны поэт-патриот находился на фронте в качестве военного корреспондента, работал санитаром в лагере для больных сыпным тифом. После Октябрьской революции знающий в совершенстве армянский язык Городецкий издал книгу стихов «Ангел Армении», где, в частности, отражёна тема геноцида армян. Сергей Митрофанович также работал в Политуправлении Каспийского флота.

В тридцатые годы писал замечательные оперные либретто советской тематики, работал в газете «Известия». Городецкий писал и политические стихи – от агиток периода Гражданской войны, приветствий пролетарским поэтам (1921 год), партийным съездам (1931 и 1958 годы) и космонавтам (1962 год) до текста кантаты «Песнь о партии».

В 1958 году выпустил книгу воспоминаний «Мой путь», в которой можно прочесть о знакомых ему акмеистах. Он умер в том же городе, в котором родился – Обнинске.

Михаил ЗенкевичЗенкевич Михаил Александрович (1886 – 1973) – поэт и прозаик, родившийся в учительской семье. Окончив гимназию, продолжил образование в Германии. Затем окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, но чувствовал сильную тягу к литературному творчеству.

Зенкевич, как Нарбут, – акмеист-земник, так называемый «приземлённый» поэт, описывающий жизнь, войну такими, каковы они в реальности, и выражающий надежду на ее изменение – представляет левый флаг акмеизма. Был также соучредителем «Цеха поэтов». В 1912 году выпустил первую книгу «Дикая порфира». Образы и темы доисторического бытия, нарочитый натурализм навлекли на поэта обвинения в пессимизме. Вячеслав Иванов говорил: «Зенкевич пленился Материей и ей ужаснулся».

После революции о Михаиле Александровиче стали забывать, и он вернулся на малую родину, в Саратов, где работал в отделе искусств газеты «Саратовские известия». В 1923 году переехал в Москву. С 1925 года работал секретарем периодических изданий, заведующим отделом поэзии в журнале «Новый мир». Занимался художественными переводами и был лоялен советской власти, хотя нельзя сказать, что он гармонично влился в советскую поэзию. Эпоха была безжалостна к людям его поколения, и сам Михаил Александрович часто жил на волосок от гибели. Между тем он был последним человеком на земле, который о Николае Степановиче Гумилеве говорил «Коля».

Владимир НарбутНарбут Владимир Иванович (1888 – 1938) – русский писатель, поэт и литературный критик. Биография этого человека напоминает авантюрный роман: скандальные произведения (книга стихов Нарбута «Аллилуйя» сожжена за богохульство по постановлению Святейшего Синода), финансовые провалы часто вынуждали его спешно покидать насиженные места. Демоническая внешность, манера независимо держаться и необыкновенный ораторский дар Нарбута оказывали магнетическое воздействие на мужчин, не говоря уже о женщинах. В одной из своих книг В. П. Катаев называет Нарбута «падшим ангелом, свалившимся к нам с неба в черном пепле сгоревших крыл».

Окончив гимназию с золотой медалью, Владимир Иванович учился на трех факультетах Петербургского университета, но не кончил ни одного. Посещая в юности собрания молодых поэтов у С. Городецкого, Нарбут сблизился с кругом будущего «Цеха поэтов» и вошел в сам «Цех». Как деятельная натура Владимир Иванович участвовал в африканской экспедиции Гумилева. После отъезда в 1913 г. в Петербурге был издан сборник стихов «Любовь и любовь».

Революция застала Нарбута в Глухове, на его малой родине. Одно время он был членом партии левых эсеров, затем склонился к большевизму. Работал в большевистской печати, занимался издательской деятельностью. В 1920 году возглавил одесское отделение РОСТА, редактировал журналы «Лава» и «Облава». В Одессе был издан сборник с говорящим названием «Плоть», состоявший из стихотворений, написанных Нарбутом в 1912-1914 гг.

В неразберихе гражданской войны он отрекался и от белых, и от красных убеждений, что и сыграло трагическую роль в этой яркой судьбе. В 1928 г. Владимир Иванович был исключён из партии за сокрытие обстоятельств, связанных с его пребыванием на юге во время войны, и снят со всех постов. Долгое время перебивался случайными заработками. В 1933 году вернулся к поэзии. В 1936 году ожидался выход сборника «Спираль», но 26 октября Нарбут был арестован НКВД по обвинению в пропаганде «украинского буржуазного национализма» и расстрелян в карантинно-пересыльном пункте № 2 треста «Дальстрой» в самый день своего рождения.

Хотя в гражданскую войну поэты оказались в разных лагерях, общее у Нарбута и Гумилева – ощущение гибельности, трагичности века и своей собственной судьбы.

В акмеизме изначально присутствовала некоторая противоречивость. Эстетические декларации Гумилева, как будто бы уводя акмеизм из области символов, на поверку открывали не земной, а визионерский мир. Вместе с тем буквальное следование этим декларациям приводило к грубому натурализму Нарбута, уходу от художественного идеала. Подобно тому, как свет погасших звезд идет до земли еще долгие годы, творчество акмеистов имеет несомненное влияние на поэзию до сих пор.




Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах