Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » География поэзии

Поэты Приморского края

Творчество поэтов Приморского края занимает в русской поэзии особое место. В произведениях местных авторов читатель слышит гул океана и чувствует дыхание соленого ветра. Вот как писал о Владивостоке, столице Приморья, талантливый дальневосточный поэт Г. Лысенко:

И у меня есть город,
весною, рано-рано,
распахнутый, как ворот,
на горле океана.
Он стал моей судьбою,
поскольку ненароком
всей линией прибоя
прибит я к этим сопкам.

В число известных поэтов Приморского края также входят:

Николай Петрович Матвеев

(1865–1941)

Николай Матвеев Русский поэт, писатель, журналист, переводчик-японист, краевед Дальнего Востока. Также известен как Николай Матвеев-Амурский. Автор книг «Стихотворения, пародии, подражания» и «Уссурийские рассказы».

Родился в Японии в семье русского фельдшера. Когда Николай был совсем маленьким, его унесла из дома кормилица-японка и ходила по деревням, показывая русского ребенка. Однако несмотря на это поэт на протяжении всей жизни будет любить Японию и в совершенстве освоит японский язык. Образование Матвеев получил во Владивостоке. После окончания Кадровой школы Владивостокского порта он работал мастеровым в литейном цехе будущего Дальзавода. Публиковался в газетах «Восточный вестник» и «Владивосток», а также в других дальневосточных и сибирских изданиях. В начале нового века поэт выпустил первую книгу стихов. Во Владивостоке Матвеев имел собственную типографию. В своем доме Николай Петрович принимал известных художников, писателей, революционеров. Основал первый в Сибири и на Дальнем Востоке научно-популярный журнал «Природа и люди Дальнего Востока», но издание вскоре закрыли, а самого поэта арестовали по обвинению в социал-демократической пропаганде. Отсидев в тюрьме около года, Матвеев вышел на свободу и стал корреспондентом газеты «Далекая окраина».

В 1919 г., после начала Гражданской войны, Николай Петрович навсегда эмигрировал с семьей в Японию, где в 1941 г. он скончался в возрасте 75 лет.

«Японии»
Николай Матвеев

Здесь все приводит нас в восторг и умиленье:
И ласковость народа твоего,
И широта, и сила просвещенья,
И трудолюбие великое его.
Пред дочерьми Японии чудесной
Преклоним головы свои мы до земли:
Их песен странный звук, их образ нежный
У нас в сердцах глубоко залегли.
Пускай цветет роскошно и богато
Родной Ваш край,
Да здравствует Великое Ямато,
Чудесная Япония банзай!

Александр Борисович Ярославский

(1896–1930)

Александр Ярославский Русский поэт, один из основателей литературного направления «биокосмизм». Автор сборников «Звездный манифест», «На штурм вселенной», «Окровавленные тротуары», «Москва-Берлин» и др.

Родился в Москве. Вскоре семья переехала во Владивосток. После окончания гимназии будущий поэт учился на математическом факультете Петроградского университета, откуда был отчислен за непосещение занятий. Вернулся во Владивосток, выпустил первый сборник. В 1919 г. был арестован за революционную пропаганду, провел в тюрьме около 2 лет.

В 1922 г. Ярославский приехал в Москву и сразу примкнул к биокосмистам. Основными темами его поэзии становятся максимальная свобода личности и ее творчества, достижение физического бессмертия, управление временем и т. д. На одном из собраний биокосмистов поэт познакомился с будущей женой. С ней на протяжении нескольких лет Александр Борисович путешествовал по СССР, а в сентябре 1926 г. супруги выехали в Берлин. Там поэт организовал большую лекцию-диспут на тему «Россия и Москва». Некоторое время Ярославские жили в Париже, а потом вернулись в Союз.

Поэт предполагал, что за критику советской власти его ждет суровое наказание. Так и случилось. В мае 1928 г. Ярославского арестовали и приговорили к 5 годам лагерей. Его жена, Евгения Исааковна Маркон-Ярославская, тщетно пыталась вызволить поэта. Она писала апелляции и прошения, а потом решила устроить супругу побег. Однако планы их раскрылись. За попытку побега А. Ярославский был расстрелян в лагере не позднее 10 декабря 1930 г. Его жену расстреляли в июне 1931 г.

«Блеск утопий»
Александр Ярославский

Про блеск утопий в болоте быта,
Блестя, лукавит мой ломкий стих,
Тоска забита и смерть забыта
Тоска – корыто для тех, других…
Нам много надо! И лучше надо ль?
А дальше видно еще, еще.
Ломают стены, что б сбросить падаль,
Что б в лавке будней свершить расчет.
Приказчик смерти всегда неряшлив,
Приказчик смерти всегда сонлив,
Но скоро выйдут другие наши
– Светлей и жарче, чем солнц разлив!
И быдло будней и быта мусор
Пусть смерть, как дворник, скорей – в навоз!
От скользких истин, от взлетных вкусов
В величье вскинем хрустальный мост!

«Над городом»
Александр Ярославский

Люди по улицам ходят
Чинно, солидно и важно, –
Иные бегут суетливо,
Как муравьи по песку,
Если взлететь над столицей
На «Авро» на тысячу метров,
Вовсе тогда не увидишь
Сверху ни тех, ни других.
Только дома, как игрушки,
Прижмутся друг к другу так плотно,
Что даже их еле видно
В квадратиках шахматных улиц.
Если же в бак накачают побольше бензина,
Можно набрать высоту –
И внизу улыбнется сплошное,
Точно урок географии,
В гимназии, где двойки боишься!
Город покажется планом
И картою с крупным масштабом…
Как это странно, что здесь вот
На карте, похожей на ту, что висела
В гимназии, в актовом зале,
И на которой так трудно
Найти и Житомир, и Рио-Жанейро,
Есть и тот дом, где живут мои близкие люди,
Есть и квартал, где любимая мною живет
Как это странно,
Что стоит нажать рукоятку, –
И распадается карта –
И город я вижу родной.
Может быть также и вечность –
Громадная синяя карта
Станет родной и живой,
Если ближе мы к ней подойдем?!

Сергей Михайлович Третьяков

(1892–1937)

Сергей Третьяков Русский поэт-футурист, драматург, публицист, сценарист. Автор агитационных стихотворений и пьес («Слышишь, Москва?!», «Противогазы», «Непорочное зачатие»), книг о коллективизации («Вызов», «Тысяча и один трудодень»), сценариев фильмов («Элисо», «Соль Сванетии», «Хабарда»). Широко известна в свое время была поэма «Рычи, Китай!» о борьбе китайских портовых рабочих против британских колонизаторов, основанной на реальных событиях.

Родился в городе Гольдинген Курляндской губернии (ныне территория Латвии) в семье преподавателя. Учился на юридическом факультете Московского университета. С 1913 г. выступал в печати, был участником поэтического объединения эгофутуристов «Мезонин поэзии». С 1919 г. по 1922 г. жил и работал во Владивостоке, Харбине, Пекине, Чите. В 1919 г. выпустил свой первый сборник стихов «Железная пауза». Принимал участие в Гражданской войне.

В 1922 г. поэт переехал в Москву. Работал в театре Вс. Мейерхольда и в Первом рабочем театре Пролеткульта, выступал в Пекинском университете с лекциями по русской литературе. В 1925 г. возглавил художественный совет первой Госкинофабрики. Стоял у истоков творческого объединения «ЛЕФ». В 1930–1931 гг. С. Третьяков совершил поездку по Германии, Австрии и Дании, где познакомился со многими деятелями культуры.

В 1937 г. Сергей Михайлович был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелян. После гибели Третьякова песни на его стихи исполнялись и печатались с примечанием «слова народные». Реабилитирован в 1956 г.

«Зафонарело слишком скоро…»
Сергей Третьяков

Зафонарело слишком скоро.
Октябрь взошел на календарь.
Иду в чуть-чуть холодный город
И примороженную гарь.
Там у корней восьмиэтажий
Я буду стынуть у витрин
И мелкий стрекот экипажей
Мне отстучит стихи былин.
Я буду схватывать, как ветер,
Мельканья взглядов и ресниц,
А провода спрядутся в сети
Стально-дрожащих верениц.
Мне будут щелкать в глаз рекламы
Свои названья и цвета
И в смене шороха и гама
Родится новая мечта.
И врежется лицо шофера,
И присталь взора без огня,
И дрожь беззвучного опора,
Чуть не задевшая меня.

«Мы строим клетчатый бетонный остов…»
Сергей Третьяков

Мы строим клетчатый бетонный остов.
С паучьей ловкостью сплетаем рельсы.
Усните, слабые, в земле погостов,
И око сильного взглянуть осмелься!
Мы стекла льдистые отлили окнам,
В земле и в воздухе мы тянем провод.
Здесь дым спиралится девичьим локоном.
Быть островзглядными – наш первый довод.
Нам – день сегодняшний, а вам – вчерашний.
Нам – своеволие, момент момента,
Мы режем лопасти, взвиваем башни,
Под нами нервная стальная лента.
Швыряем на землю былые вычески.
Бугристый череп наш – на гребне мига.
Нам будет музыкой звяк металлический,
А капельмейстером – хотенье сдвига.
В висках обтянутых – толчки артерий…
Инстинкт движения… Скрутились спицы…
Все ритмы вдребезги… И настежь двери…
И настоящее уже лишь снится.

Евгений Дмитриевич Лебков

(1928–2005)

Евгений Лебков Советский и российский поэт, писатель. Автор стихотворных сборников «Солнечный самосев», «Летящий лес», «Подснежные цветы», «Живые острова» и др. Был одним из создателей Сахалинского отделения Союза писателей РСФСР. Увлекался написанием танка и хайку (жанры японской поэзии). Стихи Е. Лебкова переведены на идиш, иврит, болгарский, литовский, латышский и эстонский языки.

Уроженец Брянской области. Окончил Брянский лесотехнический институт. Писал стихи со школьных лет. Впервые произведение Е. Лебкова было опубликовано в 1949 г. в коллективном сборнике брянских авторов «Край родной». В 1951 г. поэт переехал на Сахалин. Работая в лесном хозяйстве, жил в разных населенных пунктах и вырастил более 10 000 га леса. Благодаря Евгению Дмитриевичу на острове появились брянские сосны, семена которых поэт самолично выписывал. Высаженные Лебковым на Кунашире хвойные красавицы видны с берегов японского острова Хоккайдо. В 1962 г. Евгений Дмитриевич выпустил свой первый поэтический сборник «Солнечный самосев». Печатался в газетах Приморья, Сахалина, Брянской и Орловской областей, в журналах «Сахалин», «Дальний Восток» и др.

В 1967 г. Е. Лебков переехал в поселок Углекаменск, где руководил литературным объединением «Родник» и литературно-музыкальным клубом «Россияне». Тогда же вышла книга «Нежданно-негаданно». После этого долго не печатался, хотя продолжал писать стихи и прозу. В 2001 г., спустя 14 лет молчания, Евгений Дмитриевич выпустил сборник «А что же мне делать в России?».

Скончался поэт в Партизанске в январе 2005 г. На Сахалине бережно хранят память о нем. Стихи Евгения Дмитриевича преподают в школах, а в Углекаменске и Партизанске ежегодно проводятся «лебковские чтения». В 2013 г. имя поэта было присвоено Долинской центральной городской библиотеке.

«А что же мне делать в России…»
Евгений Лебков

А что же мне делать в России,
А что же мне делать с собой?
Друзей моих всех поскосили,
И сам я почти не живой.
Российский я весь до кровинки,
Но вспомню былую войну:
Поминки, поминки, поминки –
Обряд приобщенья к вину.
И в детские руки пустые
Война – самогона стакан:
«Спаси и помилуй, Россия,
Родимых твоих россиян».
Гремит горизонт темно-синий,
Гудит небосвод голубой…
А что же мне делать в России,
Которая всюду – со мной?

«Не хочу ни в какие партии…»
Евгений Лебков

Не хочу ни в какие партии,
Ни в какие синклит-бюро,
Не приемлю консенсусы-бартеры
И антихристово серебро.
Осветит ли мое простодушие
Тот, кто волен казнить и прощать,
Тот, которого только и слушаюсь,
И которого не с кем сличать?

Геннадий Михайлович Лысенко

(1942–1978)

Геннадий Лысенко Советский и российский поэт-лирик, прозаик. Ярчайший представитель дальневосточной ветви русской поэзии. При жизни автора в свет вышли книги «Проталина» и «Листок подорожника». Печатался в журнале «Дальний Восток», а также в центральных газетах и журналах.

Родился в селе Барано-Оренбургское Пограничного района Приморского края. Рос без отца. Рано остался без матери. Воспитывался тетей и бабушкой, потом был определен в школу-интернат, после окончания которой сменил множество профессий: был рабочим на заводе, газорезчиком, кочегаром, котельщиком, матросом. Имел несколько судимостей за хулиганство с отбыванием наказания в местах лишения свободе.

Работая на Дальзаводе, в 1968 г. Г. Лысенко вступил в литературное объединение. В это же время дебютировал в печати: в газете «Тихоокеанский комсомолец» были опубликованы стихи-фрагменты его поэмы «Владивосток». С 1969 г. по 1971 г. занимался в городской поэтической студии при Приморской писательской организации. В 1976 г. Геннадий Михайлович был принят в Союз писателей СССР. Вел поэтическую студию «Лира», пробовал силы в прозе.

В августе 1978 г. Г. Лысенко покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Морском кладбище Владивостока.

«Как опрометчиво непросто…»
Геннадий Лысенко

Как опрометчиво непросто
я чувством вечность отмерял
и называл болезнью роста
всё то, что с возрастом терял.
Как сожалел о невозможном.
О бренном сокрушался как!
Мир становился слишком сложным,
но отвлечённым, словно знак.
Теперь мне лишнего не надо:
Жизнь хороша уж тем, что в ней –
декабрь,
и пахнут снегопадом
ладони женщины моей.

«Троллейбусами, сучьями, углами…»
Геннадий Лысенко

Троллейбусами, сучьями, углами
вдоль улицы октябрь изображён,
и старый парк, пробившийся сквозь пламя,
до пепельного цвета обожжён.
А сквозь него проглядывает скромно
такое море, что и тёплый взгляд
немедля возвращается назад,
успев остыть и сделаться огромным.

Другие авторы

С Приморьем связаны судьбы и других самобытных поэтов. Среди них А. Белых, П. Гомзяков, В. Андриуц, И. Фаликов, И. Шепета и др.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах