«Портрет» Д. Ознобишин
Люблю блуждать с беспечною толпою
Средь шумных зал, где взорам напоказ
Петрополь снес богатою рукою
Плоды искусств: блестящий свой алмаз!
Любуюсь часто я заветной стариною,
В рядах картин роскошно тонет глаз;
Но, полный дум, стою в собраньи этом
Я каждый день перед одним портретом.
То не лицо прелестной итальянки
С распущенной, роскошною косой;
Его не кисть волшебника Зарянки
Душевною проникла теплотой!
Нет!., наскоро наброшенный, из рамки
Выходит он, болезненно худой;
Средь впалых щек едва румянец рдеет
И, мнится, грудь страдальца леденеет…Как Прометей могучий, властью рока
Во цвете лет прикованный к скале –
Склонился он усталый; но упрека
Нет на устах, ни гнева на челе…
Открытый взор пронзает даль глубоко –
Он думою парит не на земле;
Восторг власы кудрявые взвевает,
И смерть над ним невидимо летает!..
Уже рука без силы опустилась;
Но бледный лик так светел, важен, тих,
Как будто мысль в нем дивно прояснилась:
«Я вечно жив в созданиях моих!
Недаром грудь призваньем светлым билась;
Удел искусств высокий я постиг!
Пусть жребием мне рок сужден суровый, –
Гляжу на смерть, как на венец лавровый!»
Ты будешь жить, художник наш великий!
Помпеи день зарей твоею был!
Твоих святых так дивно дышут лики;
Италии нас с небом ты сроднил,
И ждут тебя России плеск и клики,
Когда с одра восстанешь, полный сил,
И кисть схватя рукою бойкой снова,
На суд векам отдашь Осаду Пскова!1
10 марта 1851 г.
* Портрет К. П. Брюллова, писанный им самим, принадлежащий Ф. И. Прянишникову, на художественной Выставке в пользу бедных под № 42-м. (Примеч. Д. П. Ознобишина.).
1 Попытка создать народную эпопею в картине «Осада Пскова» (1839–1843) не получила завершенного воплощения.