«Зелёная лампа»: литературное общество
Общественная жизнь в России в первой трети XIX столетия была очень яркой и насыщенной. В этот период зарождаются и угасают различные творческие объединения и кружки единомышленников. Мы легко можем вспомнить знаменитые встречи «Общества любителей русского слова», собиравшие более сотни участников. Или шутливые заседания озорников-арзамассцев. Помимо этих двух заметных кружков, были и другие литературные сообщества. Одним из таких была «Зелёная лампа», просуществовавшая с 1819 по 1820 годы. Познакомимся с этим объединением поближе.
Исследователи считают датой образования кружка «Зелёная лампа» март-апрель 1819 года. Основал объединение крупный промышленник, переводчик и драматург Никита Всеволодович Всеволожский. Именно в его квартире, расположенной на Екатерингофской набережной, проходили заседания кружка.
Известный историк-пушкинист П. Е. Щеголев отмечал, что в состав входило не меньше 20 членов, среди которых значились такие видные представители дворянской молодёжи, как князь Д. И. Долгоруков, князь С. П. Трубецкой, Я. Н. Толстой, Ф. Н. Глинка, П. П. Каверин, Н. И. Гнедич, офицер Д. Н. Барков и другие. Регулярно в собраниях участвовали А. А. Дельвиг и А. С. Пушкин.
Название сообщества действительно связано с зелёной лампой. Именно этот светильник с зелёным абажуром всегда присутствовал на заседаниях кружка. Его свет ассоциировался у членов организации с просвещением, силой, противоположной мракобесию и консерватизму, а цвет символизировал животворную энергию и надежду. Члены объединения носили эту эмблему и при себе: каждый носил кольцо с изображением светильника, напоминавшего древнегреческий. Девизом «Зелёной лампы» были слова «Свет и Надежда».
Заседания кружка были тайными. Как и во многих других сообществах, в «Лампе» велись протоколы, имелся председатель. На собраниях велись серьёзные дискуссии о литературе, зачитывались стихотворения и прозаические произведения участников. Нередки были и обсуждения насущных общественно-политических проблем.
Впрочем, не лишены были эти встречи и черт весёлого дружеского общения. Известно, например, о традиции «штрафного» бокала для нарушителя правил: когда какой-либо из членов собрания произносил неприличное слово, слуга-калмык Никиты Всеволодович подносил ему хмельной напиток со словами «Здравия желаю!». Этот ритуал Александр Сергеевич Пушкин запечатлел в стихотворении, посланном Я. Н. Толстому:
Горишь ли ты, лампада наша,
Подруга бдений и пиров?
Кипишь ли ты, златая чаша,
В руках весёлых остряков?
Всё те же ль вы, друзья веселья,
Друзья Киприды и стихов?
Часы любви, часы похмелья
По прежнему ль летят на зов
Свободы, лени и безделья?
В изгнаньи скучном, каждый час
Горя завистливым желаньем,
Я к вам лечу воспоминаньем,
Воображаю, вижу вас:
Вот он, приют гостеприимный,
Приют любви и вольных муз,
Где с ними клятвою взаимной
Скрепили вечный мы союз,
Где дружбы знали мы блаженство,
Где в колпаке за круглый стол
Садилось милое равенство,
Где своенравный произвол
Менял бутылки, разговоры,
Рассказы, песни шалуна;
И разгорались наши споры
От искр, и шуток, и вина.
Вновь слышу, верные поэты,
Ваш очарованный язык…
Налейте мне вина кометы,
Желай мне здравия, калмык!
До нас дошли сведения о том, что именно читалось на заседаниях кружка. В архиве редакции «Русской старины», известного петербургского исторического журнала, сохранились документы «Зелёной лампы». Из них мы узнаём, что участники декламировали собственные стихи, прозу, переводы и публицистические статьи. Так, в бумагах упоминаются статья Я. Н. Толстого о Козьме Минине, басня «Орёл и Улитка» Н. В. Всеволожского, «Романс» Д. И. Долгорукова, стихотворении «Дафна» А. А. Дельвига, басня «Быль» и сатирическое стихотворение «Приговор букве ъ» Д. Н. Баркова и другие произведения.
Простите, Нимфы юны,
Прелестницы мои.
Беседы коловратны,
Напитки ароматны,
Шампанского струи;
И ты, о чудо наше!
О Момий наших дней,
Н… Стукодей!
Твоей огромной чаше
Поклон в последний раз…
…шампанской ящик
Послужит гробом мне!
Не звоны колокольны,
Но рюмок громкий стук,
Нет, строи сердобольны
Не надобны вокруг:
Там факел погребальный
Горящий будет ром;
Трикраты ковш прощальный
Обыдет нас кругом…«Завещание», Я. Н. Толстой.
Ер, буква подлая, служащая хвостом,
Полезла на Парнас, писать стих пустилась;
В журнале завладеть изволила листом
И всех на нём бранить решилась,
Судить,
Рядить, –
Ну, словом, хочет умной быть,
Конечно, буква ер взбесилась,
Ну, право, надо взять с Языкова пример
И уничтожить букв Ъ.«Приговор букве ъ», Д. И. Барков.
Как и многих других молодых людей, членов «Зелёной лампы» беспокоила обстановка в стране. Кружковцы не только обсуждали актуальные проблемы, но и даже составили своеобразный программный документ – политическую утопию «Сон», написанную А. Д. Улыбышевым. В этом произведении выражались представления о том, какой Россия должна стать через три столетия.
«Три четверти наши доходов, поглощавшихся прежде исключительно содержанием армии, – которой это не мешало¬ умирать с голоду, – употребляются теперь на увеличение общественного благосостояния, на поощрение земледелия, торговли, промышленности и на поддержание бедных, число которых под отеческим управлением России, благодаря небу, с каждым днём уменьшается». «Сон», А. Д. Улыбышев.
Более того, некоторые члены сообщества, например, Ф. Н. Глинка и С. П. Трубецкой, состояли и в «Союзе благоденствия», декабристской организации. Часто именно они затевали обсуждение острых политических вопросов.
Завершение деятельности «Зелёной лампы» было связано с усилившимся полицейским надзором в начале 20-х годов. После восстания Семёновского полка власти подозрительно относились к собраниям любого рода, поэтому когда члены кружка узнали о наблюдениях за собой, они решили прекратить встречаться.
Несмотря на короткий срок и сравнительно незначительные результаты деятельности, «Зелёная лампа» оставила след в русской культуре. В XX веке в честь этого кружка назовут своё литературное сообщество Зинаида Николаевна Гиппиус и Дмитрий Сергеевич Мережковский. Объединения с этим названием будут возникать на протяжении всего XX века в разных частях света. Даже в наши дни существуют литературные кружки, которые чтят традиции первой «Зелёной лампы».