Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Истории из жизни поэтов

«Арзамас»: литературное общество

Людям во все времена было свойственно создавать сообщества по интересам. XIX век – не исключение, тем более, что в качестве объединяющего фактора выступало увлечение литературой. В этот период, также известный как Золотой век, появлялось множество кружков поклонников прозы и поэзии. Одним из самых известных было «Арзамасское общество безвестных людей», также известное как «Арзамас». Познакомимся с ним поближе.

Этот закрытый дружеский кружок возник осенью 1815 года и просуществовал до весны 1818 года. В его состав вошли такие именитые литераторы, как Константин Николаевич Батюшков, Пётр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич и Василий Львович Пушкины, Василий Андреевич Жуковский и др. К ним присоединились и известные политические деятели – министр народного просвещения Сергей Семёнович Уваров, переводчик Михаил Фёдорович Плещеев, дипломат Дмитрий Петрович Северин, будущие декабристы Николай Иванович Тургенев и Никита Михайлович Муравьёв и др.

«Арзамас» сложился не просто как клуб по интересам, но как ответ на деятельность «Беседы любителей русского слова». Так называлось созданное в 1811 году литературное сообщество, куда входили Г. Р. Державин, А. С. Шишков, Д. И. Хвостов и другие деятели. Его члены придерживались консервативных взглядов на русскую литературу и отрицали необходимость реформы русского языка, инициированной Н. М. Карамзиным. Идеолог «Беседы» А. С. Шишков создал программу, в которой предлагал ориентироваться на высокие книжные традиции, ограничивать использование заимствований и опираться на церковнославянскую и русскую лексику.

Арзамасцы видели свою цель в борьбе против этих архаических вкусов. Они поддерживали идеи Карамзина, которые заключались в ориентации на живой разговорный язык, каким бы мог бы быть, если бы образованная молодёжь объяснялась между собой по-русски. Последователи Николая Михайловича не игнорировали иностранные заимствования и слова-кальки, широко использовали предложенные Карамзиным нововведения, например, такие слова, как «трогательный», «внимательный», «гармония» и т. д.

Поводом к созданию «Арзамаса» стала пьеса участника «Беседы» А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды». В ней в резкой манере высмеивалось творчество приверженцев романтического направления (В. А. Жуковского и некоторых других). Так, положительными были только патриотично настроенные персонажи, а сторонники модных тенденций представлены как отрицательные. Аллюзии на некоторых литераторов-карамзинистов были слишком очевидными, и вскоре между «беседчиками» и будущими арзамасцами вспыхнуло открытое противостояние, вылившееся в поток эпиграмм и обвинительных статей в прессе.

14 октября 1815 года состоялось первое собрание «Арзамасского сообщества безвестных людей». Оно прошло в доме С. С. Уварова. Название кружку дал Д. Н. Блудов, который однажды наблюдал, как некие «безвестные люди» в гостинице уездного городка Арзамаса рассуждают о литературе.

Если «Беседа любителей русского слова» была солидным сообществом, выпускавшим собственные издания и приглашавшим на собрания видных политиков, то «Арзамас» с самого начала позиционировал себя как нечто несерьёзное. Члены кружка провели шуточное крещение и приняли прозвища, взятые из баллад Василия Андреевича Жуковского. Так, Д. П. Северин стал «Резвым котом», А. И. Тургенев – «Эоловой арфой», Вяземский получил имя «Асмодей», А. С. Пушкин – «Сверчок», В. Л. Пушкин – «Вот-я-вас», а сам Жуковский – «Светланой». Он же был назначен секретарём общества.

Каждый член кружка должен был принести присягу и произнести хвалебную речь «покойному учителю» из числа участников «Беседы», которых считали «погибшими» в литературном смысле. Эпитафию требовалось писать на основе устаревшей формы письма. Всё это действо было отсылкой к деятельности Французской академии, которая принимала нового академика только после смерти предшественника.

Председатель собрания торжественно надевал красный колпак и зачитывал комический протокол. Ниже отрывок одного из таких протоколов.

Сел Арзамас за стол с величавостью скромной и мудрой наседки;
Сел Арзамас – и явилось в тот миг небывалое чудо:
Нечто пузообразное, пупом венчанное вздулось,
Громко взбурчало, и вдруг гармонией Арфы стало бурчанье.
Члены смутились, Реин дернул за кофту Старушку,
С страшной перхотой Старушка бросилась в руки Варвику,
Журка клюнул Пустынника, тот за хвост Асмодея,
Начал бодать Асмодей Громобоя, а этот облапил,
Сморщась, как дряхлый сморчок, Светлану. Одна лишь Кассандра
Тихо и ясно, как пень благородный, с своим протоколом,
Ушки сжавши и рыльце подняв к милосердому небу,
В креслах сидела. „Уймись, Арзамас! – возгласила Кассандра.

«Протокол двадцатого арзамасского заседания», В. А. Жуковский.

Этот ритуал является пародией на масонскую клятву. Провинившиеся участники носили белые колпаки.В качестве символа сообщества был избран гусь арзамасской породы, которого изображали на печатях и подавали к столу за ужином.

Во время встреч арзамасцы зачитывали пародии друг на друга, сочиняли сатиры, анализировали собственные литературные произведения. Характер собраний был намеренно шутовским. В. А. Жуковский так охарактеризовал деятельность кружка: «Арзамасская критика должна ехать верхом на галиматье». В ходе заседаний арзамасцы выработали собственную религию – веру в бога Вкуса, который толковался как небесный дар понимания красоты.

В 1816 году «Беседа любителей русского слова» прекратила своё существование, лишив «Арзамас» полемической составляющей его деятельности. Собрания стали более серьёзными с приходом будущих декабристов. На заседаниях всё чаще обсуждали не только литературные, но и общественно-политические проблемы. Участники кружка даже планировали издавать журнал, посвящённый политике. Шутливый характер собраний был безвозвратно утрачен, а между членами кружка начались распри.

В 1818 году сообщество распалось. Основная причина заключалась в переезде некоторых его участников. Например, К. Н. Батюшков уехал в Италию поправлять пошатнувшееся здоровье. Удар по сформировавшимся дружеским связям нанесло и восстание 1825 года. Кроме того, некоторые члены арзамасского братства (Уваров, Дашков, Блудов) поменяли взгляды на более консервативные. Последними преданными духу «Арзамаса» оставались А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. Н. Тургенев и П. А. Вяземский. Они пронесли свою дружбу сквозь года.

Несмотря на сравнительно недолгий период существования кружка, «Арзамас» оставил яркий след в истории русской культуры. Именно он дал толчок развитию романтической поэзии, позволил раскрыться талантам К. Н. Батюшкова, П. А. Вяземского, оставил след в творчестве А. С. Пушкина. Некоторые авторы более поздних эпох (Д. И. Хармс, А. П. Введенский) ориентировались на сатирические традиции, заложенные арзамасцами. В наши дни существует российский просветительский проект, названный в честь кружка.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Маяковский; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах