Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Биографии

Владимир Маяковский: биография

Владимир Маяковский

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят –
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
(В. Маяковский)

Владимир Владимирович Маяковский – русский советский поэт, драматург, художник, один из крупнейших представителей футуристского движения в искусстве.

Детство

7 (19 по н. с.) июля 1893 г. в семье Владимира Константиновича Маяковского и его жены Александры Алексеевны (в девич. Павленко) родился долгожданный сын. В честь отца младенца окрестили Владимиром. Сына супруги ждали с особым нетерпением. В семье уже были две дочери – Людмила и Ольга, а вот мальчики не приживались: сыновья Александр и Константин умерли в младенчестве. В ту пору Маяковские жили в имеретинском селе Багдати Кутаисской губернии, где отец Владимир Константинович работал лесничим, поэтому первым языком, который освоил будущий поэт, был грузинский.

В 1902 г. Володю определили в гимназию г. Кутаиси, где он и встретил первую русскую революцию. В 12 лет мальчик уже вовсю читал запрещенные агитационные брошюры, принимал активное участие в революционных демонстрациях и забастовках гимназистов. 19 февраля 1906 г. в семье Маяковских случилось горе: на сорок восьмом году жизни скончался Владимир Константинович: сшивая бумаги, он уколол иглой палец, что привело к заражению крови. С тех пор поэт страшно боялся порезов и уколов, терпеть не мог булавок и заколок, а также всегда имел при себе йод, небольшую мыльницу и запасной, стерильно чистый, платок.

Начало литературной деятельности

В июле того же, 1906 г., Александра Алексеевна, распродав все имущество, перебралась с детьми в Москву. Жили бедно и трудно. Владимир пошёл учиться в 5-ю классическую гимназию, но уже в марте 1908 г. его исключили из 5-го класса за неуплату. Тогда же Маяковский сблизился с революционно настроенными студентами, увлекся марксистскими идеями и вступил в ряды РСДРП. В нелегальном журнале «Прорыв» начинающий поэт опубликовал своё первое пафосное «полустихотворение», о котором потом вспоминал с иронией: «…получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

В 1908-1909 г.г. Маяковского трижды арестовывали, но каждый раз ему удавалось избежать сурового наказания: по первому делу (о подпольной типографии) его освободили как несовершеннолетнего с передачей под родительский надзор, по второму (по подозрению в связи с анархистами-экспроприаторами) и третьему (по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы) делам следствию не хватило улик. В заключении Владимир вел себя буйно, из-за чего его переводили из одной части в другую: поэт побывал и в Басманной, и в Мещанской, и в Мясницкой тюрьмах. Наконец, в июле 1909 г. Маяковский на полгода «осел» в одиночной камере знаменитой Бутырки, вновь начал упражняться в стихосложении, но написанным остался недоволен. Однако с той самой тюремной тетрадки, отобранной надзирателями, поэт вел отсчет своего творческого пути.

В поисках себя

После освобождения из тюрьмы Владимир вышел из партии и по совету приятельницы, богемной художницы Евгении Ланге, решил занялся живописью. Маяковский проходил обучение в подготовительном классе Строгановского училища, брал уроки у художников С. Ю. Жуковского и П. И. Келина, а в 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (без свидетельства о благонадежности больше нигде не принимали).

После знакомства с Д. Бурлюком, основателем и руководителем творческого кружка «Гилея», Маяковский примкнул к кубофутуристам и в 1912 г. опубликовал стихотворение «Ночь» (сборник «Пощечина общественному вкусу), а 30 ноября 1912 г. впервые выступил на публике в артистическом кафе «Бродячая собака». В 1913 г. Владимир Владимирович выпустил свой первый стихотворный сборник «Я», написанный от руки и размноженный литографским способом. В этот же период поэт увлекся драматургией: он написал программную трагедию «Владимир Маяковский», поставил её на сцене петербургского театра «Луна-парк» и сыграл в ней главную роль.

В 1914 г. Маяковского и Бурлюка исключили из училища за публичные выступления, но это обстоятельство ничуть не расстроило приятелей. Вместе они колесили по России с гастролями, в перерывах между выступлениями поэт писал поэму «Облако в штанах». Когда началась Первая мировая война, Владимир Владимирович хотел записаться в добровольцы, но на фронт его, как политически неблагонадёжного, не взяли. Тогда поэт с помощью М. Горького поступил на военную службу в Учебную автомобильную школу под Петроградом. Осенью 1917 г. Маяковский выхлопотал себе освобождение от военной службы и полностью посвятил себя творчеству.

Лиля

Еще в июле 1915 г. Эльза Триоле, за которой в ту пору ухаживал поэт, познакомила Маяковского со своей старшей сестрой Лилей Юрьевной Брик (в девич. Каган) и ее мужем Осипом Максимовичем. В автобиографическом очерке «Я сам» день встречи с Бриками Владимир Владимирович называл «радостнейшей датой». В тот вечер поэт читал «Облако в штанах» и за ужином попросил у хозяйки вечера разрешения посвятить поэму ей, та не без удовольствия согласилась. Потом пошли обычные застольные беседы, но все присутствующие поняли, что «случилось непоправимое»: Маяковский безоглядно влюбился в Лилю Юрьевну. Вскоре поэт, чтобы быть поближе к возлюбленной, поселился в петроградском отеле «Пале Рояль», а потом снял квартиру на Надеждинской улице по соседству с Бриками.

Осип Максимович и Лиля Юрьевна владели небольшим доходным делом по продаже кораллов и были далеки от литературы, однако принимали живейшее участие в делах своего нового знакомца. Поскольку солдатам было запрещено печататься (а Владимир Владимирович тогда ещё проходил военную службу), Осип Максимович помог с публикацией «Облака в штанах» и «Флейты-позвоночника». В свою очередь Маяковский ввёл в дом Бриков своих друзей-футуристов: Д. Бурлюка, Б. Пастернака, В. Хлебникова, В. Каменского. Бывали здесь М. Кузмин, Р. Якобсон, М. Горький, В. Шкловский и др. По словам писателя Н. Асеева поэт «начал обустраивать чужое, казалось бы, гнездо как свое собственное». Под влиянием Лили Владимир Владимирович очень изменился внешне: вместо ярких просторных блуз, в которых поэт щеголял раньше, в его гардеробе появились элегантные костюмы, шляпы и пальто.

Поначалу Лиля не воспринимала молодого поклонника всерьёз, но со временем уступила, и между влюбленными вспыхнул бурный роман. С этого момента практически все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») Маяковский посвящал Лиле. Осип Максимович знал об измене жены, но закрывал на это глаза. Позже Лиля Юрьевна призналась супругу в своих чувствах к поэту, и по её словам все они «решили никогда не расставаться».

Маяковский и Советская власть

Октябрьскую революцию Владимир Владимирович принял восторженно и энергично приветствовал уничтожение многовековой государственной символики: «Смерть двуглавому! Шеищи глав рубите наотмашь! Чтоб больше не ожил» («Революция», 1917)

После прихода к власти большевиков Маяковский стал первым пролетарским поэтом и наслаждался переменами, пока многие другие литераторы пытались хоть как-то приспособиться к новой жизни. В автобиографии «Я сам» Владимир Владимирович писал: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Восхищение советской властью нашло отражение в таких произведениях, как «Мистерия-буфф», «Левый марш», «Ода революции», «150 000 000».

Новая власть отнеслась к Маяковскому весьма благосклонно. Обласканный большевиками поэт принимал участие в совещаниях первых представителей культуры, получал высокие гонорары за опубликованные сочинения, был востребован как художник. В конце 1917 г. Маяковский получил предложение поработать в кинематографе и уехал в Москву. Спустя несколько месяцев к нему отправилась Лиля. Влюбленные снялись в киноленте «Закованная фильмой» и вместе вернулись в Петроград. Они уже не скрывали своих отношений. Сначала Маяковский поселился у Бриков на квартире, а потом втроём они перебрались жить в загородный дом.

Осенью 1918 г. Владимир Владимирович через Осипа Брока познакомился и сблизился с наркомом просвещения Луначарским. Анатолий Васильевич, который считал Маяковского гением, вовлек поэта в работу своего ведомства и наделил его полномочиями чиновника-консультанта. С этого момента карьера Владимира Владимировича резко пошла в гору.

«Тройственный союз»

Весной 1919 г. Владимир Владимирович и Брики переехали в Москву и поселились в крошечной неотапливаемой квартире, теперь уже вчетвером: Маяковский, Лиля, Осип Максимович и сеттер Щен, подобранный поэтом где-то в Подмосковье. Пёс очень напоминал Лиле Юрьевна самого Маяковского: «Оба большелапые, большеголовые». Кстати, назвали питомца именно в честь Владимира Владимировича (в письмах к Л. Брик Маяковский часто подписывался Щеном, Щенником).

Осенью Маяковский получил место в РОСТА (Российское телеграфное агенство) – рисовал и сопровождал сатирическими подписями агитационные плакаты, а Лиля помогала ему, раскрашивая лозунги по трафаретам. В творческой деятельности поэта Брик всегда принимала самое непосредственное участие: искала издателей, писала статьи в поддержку Маяковского и его друзей-футуристов.

Зимой 1922 г. между влюблёнными пробежал холодок. Лиля Юрьевна заявила Маяковскому, что «старенький, старенький бытик» ей надоел и предложила расстаться на два месяца. Все это время поэт ужасно мучился: днем и ночью бродил под окнами Бриков, посылал любимой через Н. Асеева письма, цветы и подарки. В это время поэтом написана лирическая поэма «Про это». Лиля Юрьевна, напротив, пережила разлуку с поэтом спокойно. По истечении «добровольной каторги» Брик и Маяковский встретились на вокзале и вместе сели в поезд до Петрограда. Отношения между ними наладились, и речи о расставании уже не велось.

В 1926 г. Владимир Владимирович получил от правительства просторную четырехкомнатную квартиру в Гендриковом переулке, прописал к себе Бриков, и они все втроём дружно зажили одной семьёй. Еженедельно по вторникам здесь собирались участники выпускаемого поэтом журнала «ЛЕФ» (левый фронт), читали новые произведения, бурно обсуждали следующие выпуски своего издания. Кроме того, у Маяковского имелась крохотная комнатка в коммунальной квартире на Лубянке, где поэт любил работать в уединении.

Путешествия

В 1920-х Маяковский открыл для себя заграницу, путешествуя то с Бриками, то в одиночку. В 1922 г. они втроём посетили Берлин, жили в престижном отеле, питались в роскошных ресторанах. Владимир Владимирович, не бывавший ранее в Германии, смотрел на окружающие его достопримечательности с детским восторгом.

Через полгода Маяковский и Брики вновь отправились в Германию, на сей раз на самолёте, следовавшем до Кёнигсберга. Впечатления от первого в жизни полёта нашли в строчках: «Ямы воздуха. С размаха ухаем. Рядом молния. Сощурился Ньюболд. Гром мотора. В ухе и над ухом. Но не раздраженье. Не боль.» Потом втроём перебрались на курорт Нордернай, где по словам В. Шкловского «Маяковский играл с морем, как мальчик.»

В 1926 г. Маяковский предпринял самостоятельное путешествие по Соединенным Штатам Америки, а в 1928 г. совершил деловую поездку во Францию, основной целью которой была покупка автомобиля Renault для Лили.

Женщины поэта

Долгое время Л. Брик оставалась единственной музой Маяковского, однако по её собственным словам с 1925 г. в их отношениях уже не было физической близости. На самом деле разрыв наступил чуть раньше – уже в 1924 г. в стихотворении «Юбилейное» поэт писал: «Я теперь свободен от любви и плакатов». В этот период Осип Максимович, беседуя с друзьями, все чаще заговаривал о том, что Володе пора бы обзавестись собственным домом. Брик, пожалуй, немного лукавил: близость известного поэта была выгодна им с Лилей, однако они ничего не имели против романов Маяковского с другими женщинами.

Романов, надо сказать, было немало. Во время поездки по Америки Владимир Владимирович познакомился с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт (Элли Джонс). От этой связи родилась дочь Элен-Патрисия, которую поэт признал, но видел лишь однажды, в 1928 г., в Ницце. Потом Маяковский ненадолго увлекся Софьей Шамардиной, а в мае 1927 г. он встретил студентку Наталью Брюханенко, работавшую в Госиздате. К Брюханенко Владимир относился по-рыцарски: звал Наталочкой, дарил огромные букеты цветов, возил отдыхать в Крым. Роман закончился весной 1928 г., когда Маяковский заявил девушке, что любил и будет любить только Лилю.

Осенью 1928 г. в Париже поэт через Эльзу Триоле познакомился с Татьяной Яковлевой и в который раз влюбился. Они виделись ежедневно, вместе выбирали для Лили автомобиль, Маяковский на протяжении двух недель даже не писал Брикам, лишь отправил короткую телеграмму о покупке машины. Татьяна стала единственной женщиной, кроме Лили Брик, кому Маяковский посвятил стихи. Вскоре поэт уехал, но в феврале 1929 г. вновь вернулся во Францию, звал Татьяну с собой, предлагал пожениться. В ответ на пылкие признания Яковлева ответила уклончиво. В Россию она так и не приехала, а поэт не смог выбраться к ней из-за проблем с оформлением визы.

Серьезное увлечение Маяковского Татьяной напугало Бриков, ведь в последнее время Владимир Владимирович фактически был единственным кормильцем в их «семье». Летом 1929 г. Осип Максимович свел поэта с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, женой актёра Михаила Яншина. Юная, очаровательная Нора (так девушку звали близкие) стала последней любовной привязанностью Маяковского. 11 октября 1929 г. Владимир Владимирович узнал, что Татьяна Яковлева выходит замуж за французского виконта дю Плесси. Эту новость поэт воспринял очень тяжело, но ничего изменить уже было нельзя…

Смерть и похороны

Новый, 1930 г., начался для Маяковского с испытаний. Владимир Владимирович болел, хандрил и чувствовал себя бесконечно одиноким, поскольку Брики отправились путешествовать по Европе. В творчестве тоже наметился кризис: пьеса «Баня» не имела успеха у зрителя, «Клоп» провалился, а выставка «20 лет работы», к которой поэт готовился так долго, прошла без ожидаемого размаха. В литературных кругах стали поговаривать, что талант Маяковского измельчал. Владимир Владимирович собрался было заграницу, однако ему отказали в визе на выезд. Всё это чрезвычайно нервировало поэта.

12 апреля 1930 г. Маяковский отправился в Политехнический институт на встречу с читателями, но и это мероприятие окончилось скандалом. Во время выступления то и дело слышались обидные выкрики с мест в адрес поэта.

В тот же день Маяковский написал предсмертное письмо:

«ВСЕМ
В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама сестры и товарищи простите – это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. –
Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам они разберутся.
Как говорят – «инцидент исперчен», любовная лодка разбилась о быт
Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид.
Счастливо оставаться

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ.

12/4-30 года.

Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным, сериозно – ничего не поделаешь. Привет.
ЕРМИЛОВУ скажите что жаль снял лозунг надо бы доругаться.
В.М.
В столе у меня 2000 руб. внесите в налог. Остальное получите с ГИЗ.
В.М.»
(Пунктуация и орфография автора сохранены)

Это письмо поэт носил при себе два дня. Утром 14 апреля 1930 г. к нему на Лубянку перед репетицией заглянула Нора. Любовники поссорились. По словам Полонской Владимир Владимирович кричал, плакал, требовал, чтобы она оставила театр, а потом неожиданно успокоился, дал ей денег на такси и отпустил. Спускаясь по лестнице, Полонская услышала выстрел. Все было кончено. Маяковский, выстреливший себе в грудь, скончался до приезда кареты «Скорой помощи».

Прощание с поэтом состоялось в Доме писателей, куда три дня нескончаемым потоком шли люди. Сюда же прямо с вокзала прибыли Брики, которых известие о самоубийстве Маяковского застало в Берлине. Потом железный футуристический гроб с телом покойного погрузили на убранный кумачом грузовик и повезли к первому московскому крематорию близ Донского монастыря в сопровождении многотысячной толпы.

Мозг Маяковского был изъят Институтом мозга для исследований. Урна с прахом поэта некоторое время хранилась в колумбарии Нового Донского кладбища, но по настоянию Лили Брик и Людмилы Маяковской 22 мая 1952 г. была перезахоронена на Новодевичьем кладбище.



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах