Как писать стихи
Pishi-stihi.ru »

«Подмосковные рощи» Н. Заболоцкий

Жучок ли точит древесину
Или скоблит листочек тля,
Сухих листов своих корзину
Несет мне осенью земля.

В висячем золоте дубравы
И в серебре березняки
Стоят, как знамения славы,
На берегах Москвы-реки.

О, эти рощи Подмосковья!
С каких давно минувших дней
Стоят они у изголовья
Далекой юности моей!

Давно все стрелы отсвистели
И отгремели все щиты,
Давно отплакали метели
Лихое время нищеты,

Давно умолк Иван Великий,
И только рощи в поздний час
Все с той же грустью полудикой
Глядят с окрестностей на нас.

Леса с обломками усадеб,
Места с остатками церквей
Все так же ждут вороньих свадеб
И воркованья голубей.

Они, как комнаты, просторны,
И ранней осенью с утра
Поют в них маленькие горны,
И вторит горнам детвора.

А мне-то, господи помилуй,
Все кажется, что вдалеке
Трубит коломенец служилый
С пищалью дедовской в руке.

1958 г.

Анализ стихотворения Заболоцкого «Подмосковные рощи»

Заглавие произведения 1958 г. соотносится с символическим образом родины, который в художественной системе Заболоцкого связан со светлым и свободным пространством лиственного леса. Лирический герой «Осени», очарованный атмосферой погожего дня, замечает не только чистоту, сияние, разнообразие живого мира, но и особый прозрачный воздух, в котором будто присутствует алмаз, блестящий и чистый минерал.

Анализируемый текст открывается эмоциональной пейзажной картиной. Олицетворенный образ дружелюбной осени предлагает субъекту речи сезонный «дар» – корзину, полную сухой листвы. Колористическое настроение пейзажа определяют роскошные оттенки золота и серебра, которые характеризуют осеннее убранство дубов и берез. Острый взгляд лирического «я» охватывает не только общий план, но и такие мелкие природные детали, как насекомых, занятых повседневными заботами.

Сравнение деревьев со знаками славы и употребление двух топонимов предваряет переход темы. Координаты художественного пространства определяют рамки исторической ретроспективы, окрашенной элегическими тонами. Начинаясь с воспоминаний об ушедшей юности, она продолжается образами далекого лихолетья. Время сражений представлено при помощи метонимических деталей, ассоциируемых с военным делом: стрел и щитов. О голоде и лишениях сообщается посредством горькой песни-плача, исполняемой персонифицированным образом метелей. Переменам отечественной истории, которые символизирует умолкнувшая кремлевская колокольня, противостоит неизменный облик рощи. Постоянно и чувство, которым наделяется сакральное место, – естественная, первозданная и «полудикая» грусть.

Лирическое повествование возвращается к настоящему. Герой с грустью обозревает руины храмов и дворянских усадеб – свидетельства прошедших времен, которые можно встретить на лесных тропах. В разрушенных постройках теперь гнездятся голуби и вороны. Просторную анфиладу пространства рощи наполняют лишь крики птиц, которые метафорически отождествлены со звуком горна. Резкий акустический компонент порождает выразительную зрительную иллюзию: субъекту речи видится яркий образ прошлого – средневековый ратник с рожком и тяжелым старинным ружьем.

О глубинной связи мира родной природы с историей говорится и в произведении «Петухи поют». В нехитрой птичьей песне, звучащей на протяжении столетий, скрыта тайная информация, которая непонятна человеку.

Автор:
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах