«Проблеск» Ф. Тютчев
Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг…
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшися, потух!Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах…
Ты скажешь: ангельская лира
Грустит, в пыли, по небесах!О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!Но, ах! не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон, –И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.
1825 г.
Анализ стихотворения Тютчева «Проблеск»
Федор Тютчев с юности увлекался романтизмом, и его стремление создавать стихи в подобном ключе лишь укрепилось после знакомства с творчеством таких немецких поэтов, как Генрих Гейне и Фридрих Шеллинг. Более того, эти авторы становятся друзьями Тютчева, который, являясь дипломатом, в первой половине 19 века представляет интересы России в Европе. В 1826 году он публикует стихотворение «Проблеск», которое удостаивается не только высшей похвалы его немецких друзей, но и получает положительные отзывы русских критиков. Они не подозревают, что автором этого произведения, скрывающегося за инициалами «Ф. Т.», является государственный деятель, обладающий утонченной натурой и особым видением мира.
Действительно, стихотворение «Проблеск» является своеобразным гимном ночному небу, которое представляется автору волшебной бездной, притягательной и таинственной одновременно. Тютчев выхватывает из своей жизни лишь одно мгновение, когда полуночь, ненароком, дремавших струн встревожит сон», и превращает его в упоительную балладу, наполненную мистикой и очарованием. Попытки разгадать тайную ночного неба, на котором отражаются проблески далеких звезд, рождают в душе поэта удивительные ассоциации. Ему кажется, что он слышит божественную музыку, и эти «потрясающие звуки, то замирающие вдруг» становятся той удивительной связующей нитью между реальностью и фантазией, на которой Тютчев строит свои размышления и наблюдения.
Восторг смешивается с легкой грустью, и поэт отмечает, что «как бы эфирною струею по сердцу небо протекло». От этого сердцу становится легко и радостно, но ощущение счастья оказывается настолько полным и всепоглощающим, что очень скоро начинает утомлять поэта. Он отмечает, что справиться с этим чувством сложно, так как «не дано ничтожной пыли дышать божественным огнем». Тем не менее, автор убежден, что именно ночное небо, которое таит в себе очарование Вселенной, дает человеку душевные силы для того, чтобы с радостью встретить наступающий день. При этом совсем необязательно всю ночь напролет любоваться «темной бездной». Достаточно лишь прервать «на час волшебный сон», чтобы в жизнь ворвался проблеск небесного луча, которому суждено стать путеводной нитью и расставить все по своим местам, избавить от тяжелых мыслей и предчувствий, подарив «утомительные сны», которые дают ответы на давно мучающие вопросы.