Как писать стихи

«На смерть князя Мещерского» Г. Державин


«На смерть князя Мещерского» Гавриил Державин

Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет — и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.

Ничто от роковых кохтей,
Никая тварь не убегает:
Монарх и узник — снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;
Зияет время славу стерть:
Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства алчна смерть.

Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.

Не мнит лишь смертный умирать
И быть себя он вечным чает;
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
Увы! где меньше страха нам,
Там может смерть постичь скорее;
Ее и громы не быстрее
Слетают к гордым вышинам.

Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский! ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег,
К брегам ты мертвых удалился;
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? — Он там.- Где там? — Не знаем.
Мы только плачем и взываем:
«О, горе нам, рожденным в свет!»

Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.

Глядит на всех — и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.

Смерть, трепет естества и страх!
Мы — гордость, с бедностью совместна;
Сегодня бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра: где ты, человек?
Едва часы протечь успели,
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.

Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен;
Желанием честей размучен,
Зовет, я слышу, славы шум.

Но так и мужество пройдет
И вместе к славе с ним стремленье;
Богатств стяжание минет,
И в сердце всех страстей волненье
Прейдет, прейдет в чреду свою.
Подите счастьи прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.

Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно,-
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.

Анализ стихотворения Державина «На смерть князя Мещерского»

Удивительно, как одни и те же по сути события вызывают разные чувства у тех, кто их наблюдает. В 1800 году Гавриил Романович Державин, ставший свидетелем смерти своего товарища А. С. Суворова, написал торжественную оду «Снигирь», в которой отразилось восхищение личностью генералиссимуса. Годом ранее поэт присутствовал на похоронах другого близкого человека – князя А. И. Мещерского. Однако стихотворение «На смерть князя Мещерского» имеет совершенно другое настроение.

Это произведение можно назвать философским рассуждением о судьбе человека, ведь именно такие мысли вызвала у поэта кончина приятеля. Главная героиня этого глубокого по смыслу стихотворения – смерть во всей своей неминуемой величественности. Не о друге вспоминает автор, непосредственно к князю он обращается всего один раз:
Куда, Мещерской! ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег…

Больше поэта волнует то, что этой участи не избежать никому.

Смерть предстаёт в самых грозных и мрачных красках. Поэт олицетворяет это явление, придавая ему поведение и черты живого существа. Смерть совершает различные действия: она «зубами скрежещет», «на всех глядит», «точит лезвие косы».

Суровость произведения поддерживается с помощью метафор: бой часов – «глагол времён», старение – «двери вечности» и др.

Зловещий образ смерти поэт рисует с помощью эпитетов. Героиня обладает «страшным гласом», тусклой кожей («бледна смерть») и острыми когтями. Она жадная – «глотает царства алчна смерть». Поэт подразумевает, что не только люди поодиночке сталкиваются с печальным концом, но и население целых стран порой выкашивают эпидемии или войны. В представлении поэта смерть совершенно равнодушна, она одинаково безучастна к красоте, молодости, бедности, роскоши, власти или беспомощности:
Глядит на всех — и на царей,

Глядит на пышных богачей,

Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны…

Здесь автор применяет приём анафора, который подчёркивает впечатление равенства всего в глазах смерти.
Этот способ поэт использует ещё раз, чтобы показать, что в близости смерти и ему становятся безразличны удовольствия молодости:
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен…

У стихотворения эффектная строгая композиция, что делает его похожим на непререкаемое наставление. Каждая строфа состоит из двух четверостиший, одно из которых имеет перекрёстную рифму, а второе – кольцевую.

Всё стихотворение пронизано идеей: смерть неотвратима. Люди склонны не беспокоиться о будущем, стремиться к мелким наслаждениям. Но когда они сталкиваются с неизбежностью, то начинают скорбеть об упущенных возможностях. Поэт призывает не терзаться сожалениями, а принимать всё, что даёт судьба:
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой её себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах