Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Биографии

Александр Блок: биография

Александр Блок

Пускай зовут: Забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.
А. Блок

Александр Александрович Блок – поэт-символист, драматург, публицист, переводчик. Его значение для русской литературы очень точно охарактеризовал К. Паустовский: «Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлении нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока».

Детство и юность

А. А. Блок родился 16 (28 по н. с.) ноября 1880 г. в Санкт-Петербурге. Отец поэта, профессор-юрист Александр Львович Блок, был потомком обрусевшего немца, придворного лекаря. Мать, переводчица Александра Андреевна Блок (в девич. Бекетова), приходилась дочерью ректору Санкт-Петербургского университета, известному русскому ботанику А. Н. Бекетову. Вскоре после рождения сына она ушла от мужа и впоследствии не возобновляла с ним отношений.

Сашура (так звали Александра в семье) рос любознательным и живым ребёнком. От отца он унаследовал бурный темперамент и пытливый ум, однако характером пошёл в Бекетовых: остроумный, весёлый, незлобивый, увлекающийся. Раннее детство мальчика прошло в семье деда по материнской линии. С осени до весны Бекетовы жили в петербургском «ректорском» доме, а лето проводили в подмосковном сельце Шахматово. Дед, Андрей Иванович, имел на Сашуру огромное влияние: вдвоем они часами бродили по окрестным лесам, собирая грибы и травы, или наведывались в гости к химику Д. И. Менделееву, жившему по соседству в имении Боблово. Не меньшее участие в воспитании Сашуры принимала и бабушка Елизавета Григорьевна, дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Г. С. Корелина. Однако в отличие от деда, сторонника шалостей и шумных забав, она развлекала внука иначе: приобщала к музыке и поэзии, рассказывала сказки и занимательные истории из жизни.

В сентябре 1889 г. Александра Андреевна вторично вышла замуж за поручика лейб-гвардии Гренадского полка Франциска Феликсович Кублицкого-Пиоттух и покинула родительский дом, переехав вместе с сыном к супругу на казенную квартиру. Тогда же Александра определили в Введенскую гимназию. Учился будущий поэт весьма посредственно, общества сторонился и совершенно не обращал внимания на девочек, что чрезвычайно тревожило родных.

Первая любовь

Сочинять Александр Блок по собственному признанию начал ещё в пятилетнем возрасте. В 10 лет он самостоятельно написал 2 номера журнала «Корабль», с 1894 г. по 1897 г. совместно с братьями вел домашний рукописный журнал «Вестник». Однако по-настоящему глубокие стихи пришли с первой юношеской влюбленностью. В 1897 г. юный поэт приехал на каникулы вместе с матерью и тёткой в немецкий курортный городок Бад-Наугейм, где встретил Ксению Садовскую. Ей – 37, ему – 16. Опытная светская дама, восстанавливающая на водах силы после третьих родов, первая заговорила с робким юношей. Желая развлечься, она играла с Блоком, как кошка с мышью: то отталкивала, то притягивала, а потом провела с ним ночь. Закрутился роман, о котором вскоре узнала мать поэта. Александра немедленно «сослали» в Шахматово. Некоторое время любовники состояли в переписке, Блок посвящал Садовской проникновенные стихи, она уговаривала его вновь приехать в Бад-Наугейм, но в 1901 г. поэт поставил окончательную точку в наскучивших ему отношениях.

Спустя 11 лет кто-то сообщил Блоку о смерти бывшей возлюбленной. Тот в ответ лишь равнодушно пожал плечами и произнес: «Однако, кто же умер? Умерла старуха. Что же осталось? Ничего. Земля ей пухом». На самом деле слухи о кончине Садовской оказались ложными. Ей было суждено пережить своего молодого любовника. Ксения Михайловна умерла много позже, в Одесском приюте для душевнобольных. В нехитрых пожитках старухи-нищенки, в которую превратилась некогда блестящая синеокая красавица, была обнаружена пачка истрепанных писем от Блока.

На пике творчества

В 1898 г. Александр Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, с третьего курса перевелся на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 г. по славяно-русскому отделению. К этому времени его стихи, ещё до выхода в печать уже широко известны в кругах передовой молодёжи.

К началу 1900-х относится сближение Блока с молодыми символистами: М. и О. Соловьевыми, Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, А. Белым. В 1903 г., возглавляемый Д. Мережковским журнал «Новый путь» опубликовал первую подборку блоковских стихотворений «Из посвящений». В том же году, в журнале «Северные цветы» появился цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложил В. Брюсов). В октябре 1904 г. «Стихи о Прекрасной Даме» были изданы отдельной книгой.

Дела семейные

В 1903 г. Александр Блок женился на подруге детства, Любови Дмитриевне Менделеевой. Венчание состоялось в церкви села Тараканово, что находилось между Шахматовым и Бобловым. Молодую супругу поэт боготворил, но счастливым их брак не был. Люба была для Блока воплощением Идеала, той самой Прекрасной Дамой, воспетой им в стихах, однако свободное время Александр Александрович предпочитал проводить в обществе дам лёгкого поведения. Такое положение дел совершенно не устраивало Любовь Дмитриевну, которая мечтала о простом семейном счастье. Пока Блок где-то пропадал несчастная женщина изливала душу влюбленному в неё Андрею Белому и незаметно для себя влюбилась в приятеля мужа. Впоследствии, оправдывая своё поведение, она скажет: «Я была брошена на произвол всякого, кто стал бы за мной ухаживать». Ответив на чувства Белого, Менделеева, тем не менее, не хотела уходить от супруга. Тот знал о романе жены и ничего не предпринимал. Внутри любовного треугольника сложились мучительные отношения. Все трое страдали, ревновали, ругались и вновь шли друг другу навстречу. О своем неоднозначном положении между любимой женой и не менее любимом другом Блок рассказал в пьесе «Балаганчик».

Наконец, в 1907 г. Любовь Дмитриевна решила порвать связь с Белым и остаться с Блоком. Подавленный любовник уехал из Петербурга и отправился за границу залечивать душевные раны. Между супругами установились свободные отношения. Александр Александрович страстно влюбился в актрису Н. Н. Волохову, которой посвятил поэтические циклы «Снежная Маска» и «Фаина». Тогда же выходит второй сборник «Нечаянная радость», принесший Блоку всеобщее признание. Тем временем Менделеева уехала с труппой Мейерхольда в поездку на Кавказ, откуда писала Блоку о каждом своём мимолетном романе, одновременно уверяя, что «люблю тебя одного в целом мире…». Из гастрольного тура Любовь Дмитриевна вернулась беременной от актёра К. А. Давидовского, чему поэт даже обрадовался: «Пусть будет ребёнок. Раз у нас нет, он будет наш общий…». Новорожденный мальчик прожил всего 8 дней, о чем поэт очень горевал.

Общая беда сблизила супругов. Чтобы оправиться от пережитых несчастий, они уехали в путешествие по Италии и Германии. Впечатления от поездки нашли отражение в блоковских «Итальянских стихах», благодаря которым поэта приняли в общество «Академия». В 1909 г. А. Блок получил известие о тяжёлой болезни отца и спешно выехал в Варшаву, но в живых Александра Львовича не застал. Итогом поездки стала незавершённая поэма «Возмездие».

Между двух революций

7 июля 1916 г. поэта призвали в армию. До марта 1917 г. он служил табельщиком в инженерно-строительной дружине под Пинском и в его жизни тогда по собственному признанию преобладали «кушательные и лошадиные» интересы.

Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил с восторгом и воодушевлением. В своих «Воспоминаниях о Блоке» Ю. П. Анненков писал: «… в 1917–18 годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. «Мировой пожар» казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был «мировой оркестр народной души». Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство».

В отличие от многих поэтов и писателей своего времени Александра Александрович охотно согласился на сотрудничество с новой властью и отверг саму мысль об эмиграции. В 1917 г. он устроился в Чрезвычайную следственную комиссию стенографистом. О буднях этой неожиданной для себя работы он рассказал в статье «Последние дни старого режима». Многие литераторы не только не поддерживали Блока за ярую приверженность революционным идеям, но и открыто осуждали его позицию.

Одним из тех, кто резко раскритиковал поэта, был И. А. Бунин: «Блок открыто присоединился к большевикам. Напечатал статью, которой восхищается Коган (П. С.). <…> Песенка-то вообще нехитрая, а Блок человек глупый. Русская литература развращена за последние десятилетия необыкновенно. Улица, толпа начала играть очень большую роль. Всё – и литература особенно – выходит на улицу, связывается с нею и подпадает под её влияние. <…> «В Жмеринке идёт еврейский погром, как и был погром в Знаменке…» Это называется, по Блокам, «народ объят музыкой революции – слушайте, слушайте музыку революции!»

Эйфория, однако, длилась недолго. После творческого всплеска 1918 г., когда были написаны «Скифы» и «Двенадцать», пришло горькое прозрение. Революция, которая ещё недавно казалась очищающим «грозовым вихрем», вдруг оказалась тяжким бременем. «Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!» — говорил поэт.

Блок совсем перестал писать стихи, жалуясь на то, что «все звуки прекратились». Отношения с окружающими сильно осложнились. После выхода в свет «Двенадцати» многие литераторы, в том числе и Д. Мережковский с З. Гиппиус, отвернулись от Александра Александровича. На одном из антибольшевистских вечеров, куда поэт по понятным причинам не был приглашен, А. Ахматова и её окружение клеймили Блока предателем, о чем злопыхатели не преминули сообщить поэту. Обстановка в семье тоже не радовала. После смерти отчима в 1920 г. Блок забрал к себе мать. Александра Андреевна и Любовь Дмитриевна не ладили между собой, шумно ссорились по пустякам, например, кто их них будет чистить на кухне «ржавую селедку», нервируя тем самым поэта.

Последнюю точку в переосмыслении революционных событий Блок поставил в 1921 г. на пушкинском вечере. В нетопленом зале поэт в черном пиджаке поверх белого свитера, стоя на деревянной сцене и засунув руки в карманы, произносил речь, посвященную творчеству Александра Сергеевича. Продекламировав знаменитое пушкинское: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…», Блок неожиданно повернулся к приглашенному чиновнику-бюрократу и,чеканя каждое слово, закончил: «…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю – тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл…

«Я зол и слаб…»

Пережив тяжёлую зиму 1921 г. с её «ежесекундным безденежьем, бесхлебьем и безздоровьем» поэт чувствовал себя разбитым и растерянным, страдал от астмы и цинги, но живший по соседству с Блоком доктор Пекелис большой опасности в его слабости не видел. Да и сам поэт не слишком беспокоился по этому поводу и считал себя вполне здоровым.

Гастрольную поездку в Москву, назначенную на начало мая, Александр Александрович отменять не захотел. Вот каким запомнил поэта К. Чуковский: «Передо мной сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, обглоданный, с пустыми глазами, как будто паутиной покрытый. Даже волосы, даже уши стали другими».

Творческий вечер Блока в Политехническом университете проходил по словам В. Маяковского «в полупустом зале, молчавшем кладбищем». Следующее выступление в Доме Печати обернулось скандалом: кто-то из зрителей крикнул, что Блок мертв, как и его стихи, поэт бросился на обидчика, завязалась потасовка. Из зала Александра Александровича выводили, прикрывая собой, друзья и поклонники. На Петроградском вокзале поезд из Москвы встречала Любовь Дмитриевна. Она не сразу узнала в осунувшемся незнакомце своего жизнелюбивого мужа: «Он не улыбнулся ни разу – ни мне, ни всему; этого не могло быть прежде…»

Прощание

17 мая 1921 г. Александр Александрович почувствовал себя нехорошо. Мать уложила его в постель, смерила температуру, оказался небольшой жар. Вечером больного навестил доктор Пекелис и успокоил, списав недомогание на обычную простуду. О подозрении на серьёзное сердечное заболевание эскулап пока решил не сообщать ни самому поэту, ни его домочадцам.

Болезнь протекала неравномерно: Блок то затихал, то впадал в беспричинную ярость и крушил все, что попадалось под руку. Во время облегчения поэт разбирал свой архив, сжигал старые бумаги и письма. В июне, посовещавшись с профессором В. Троицким и доктором Э. Гизе, Пекелис рекомендовал отправить больного на лечение в ближайшую Финляндию. Тогда же было подано прошение о выдаче Блоку выездной визы. За больного поэта хлопотали М. Горький и А. Луначарский. Политбюро не спешило с решением вопроса. Разрешение на выезд было подписано только 23 июля 1921 г. Поскольку к тому времени Александру Александровичу уже стало значительно хуже, М. Горький 29 июля просит так же разрешение на выезд и для Любови Дмитриевны, чтобы та могла сопровождать мужа. В начале августа все необходимые документы были готовы, но поэту они уже не пригодились.

7 августа 1921 г. Александр Александрович Блок скончался на 41-м году жизни от воспаления сердечных клапанов. Перед смертью поэт сильно бредил и беспрестанно спрашивал жену, все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. По Петрограду даже ходили слухи, что Блок повредился умом.

Церемония отпевания состоялась 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, в церкви Воскресения Христова, при большом стечении народа. Проститься с Блоком пришли друзья, единомышленники, собратья по перу и тысячи простых горожан, почитателей его незаурядного литературного таланта. Похоронили поэта на Смоленском кладбище, куда гроб с телом покойного провожающие 6 км несли на руках.

А Смоленская нынче именинница.
Синий ладан над травою стелется.
И струится пенье панихидное,
Не печальное нынче, а светлое.

Принесли мы Смоленской заступнице
Принесли Пресвятой Богородице
На руках во гробе серебряном
Наше солнце, в муке погасшее,
Александра, лебедя чистого.

(А. Ахматова)

В сентябре 1944 г. прах поэта был перезахоронен на Литературных мостках Волкова кладбища.



Если хочешь ты лимону,
Можешь кушать апельсин.
Если любишь Антигону,
То довольствуйся, мой сын,
Этой Фёклой престарелой,
Что в стряпне понаторела.

А. Блок в соавторстве с матерью А. А. Бекетовой. Написано 11 апреля 1898 г.

Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», написанное после гибели А. С. Пушкина. Текст назвали антиправительственным. От ссылки на Кавказ его спасло только вмешательство бабушки.

Друзья подшучивали над Лермонтовым за слабость к еде. Однажды товарищи даже угостили его булочками с древесными опилками. Поэт сначала не заметил ничего подозрительного и успел съесть несколько штук. Когда все выяснилось, он сильно обиделся.


Смотри также:



pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах