Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Поэтический бэкграунд » Секреты поэзии классиков

Поэты-символисты

Символизм – первое значительное модернистское литературное направление в России, масштабное, значительное и оригинальное явление в русской культуре. В русском символизме никогда не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля. Объединяло русских символистов лишь недоверие к обыденному слову и стремление выражаться посредством аллегорий и символов, стремление уйти от так называемых «аполлонических гармоний» пушкинского времени.

Каждый ныне известный представитель символистского течения шел к нему своим путем, и творчество символистов не всегда можно объединить какой-то одной характерной чертой. Символизм стал проявлением новаторства в литературе. Он возник в контексте кризиса народнической культурной традиции. Активно впитывая модернистскую литературу запада, русский символизм превзошел ее, значительно расширив творческие рамки.

Дмитрий МережковскийВиднейший представитель русского символизма в литературе – Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865–1941), писатель, поэт, переводчик и историк. Он относится к числу основателей символизма и считается идеологом старших символистов (авторов, дебютировавших в 1890-е годы). В канун революции «царил» в известном в Петербурге литературном салоне и всегда стремился оживить русскую культуру, стать новым ее «законодателем», автором новой системы, конструктивной для поэзии и прозы. Дмитрий Сергеевич видел спасение русской словесности в «мистическом содержании, языке символа и импрессионизме», а себя – ее спасителем.

В известной литературоведческой статье Мережковский дал глубокий анализ состояния русской литературы и выдвинул тезис о причинах ее упадка и путях обновления, который наделал много шума и был назван программным манифестом символизма. Мережковский неоднократно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе, но получить престижное звание в мировом сообществе ему так и не удалось.

Вячеслав ИвановИванов Вячеслав Иванович (1866–1949) – философ, драматург и теоретик символизма, обозначивший его истоки, течения и влияния на его становление. Интерес к древним языкам сделал юного Иванова настоящим полиглотом. Он был глубоко верующим человеком, но кризис веры стал причиной его атеизма и увлечения революционными идеями. Практически всю молодость – 20 лет – провел за рубежом. Встреча с роковой красавицей Лидией Зиновьевой-Аннибал раскрыла в нем талант поэта. А общение с философом В. С. Соловьевым и русскими (гораздо более молодыми по возрасту) символистами стала мощным толчком в творчестве. Невзирая на антирелигиозные убеждения, полагал, что искусство вообще и поэзия в частности должны прославлять мироздание и творца.

Лидирующей роли Иванова способствовали собрания, которые он устраивал в своем знаменитом салоне-башне. Западник душой и кабинетный человек, Иванов всю жизнь рвался за границу, и в 1924 году поселился, наконец, в Италии, общаясь лишь с русскими эмигрантами, где и умер.

Валерий БрюсовБрюсов Валерий Яковлевич (1873–1924) – главный представитель московской группы старших символистов, редактор журнала «Весы». Находясь под сильным влиянием Верлена и Рембо, он принимает решение стать вождем декадентства в России и начинает публиковаться под псевдонимами. Новая поэзия вызывает негативный отзыв критики, но даже известность со знаком минус льстила Валерию Яковлевичу. Для Брюсова было характерно символистское искание идеального мира (концепция символистского двоемирия), найдя который, можно было обрести внутреннее целомудрие. Понятие «символ» он определял как тот знак, который соединяет две реальности, два мира – земной и небесный, и связь эта может быть установлена исключительно чувствами: интуитивно, иррационально.

Иннокентий АнненскийАнненский Иннокентий Федорович (1856–1909) – русский поэт, драматург и педагог. Самый умеренный представитель старших символистов. Он один из немногих отступил от традиционных мотивов декаданса, сохраняя традиции национального психологического реализма и на впадая в крайности. Среди символистов выделяется отрицанием маскарада и манерности. Миссию поэта считал самой высокой на земле, так как искусство для него находилось выше всех сфер человеческой жизни.

Фёдор СологубСологуб (Тетерников) Федор Кузьмич (1863–1927) – русский поэт, писатель, драматург и публицист. В лирике Сологуба громко звучат декадентские (упаднические) настроения, мистический ужас перед миром. По мнению Федора Кузьмича, одиночество человека перед лицом жестокой реальности не оставляет ему никакого иного пути, кроме погружения в мир грез и фантазий. У Сологуба слово рассматривается как знак, с помощью которого художник постигает мистическое содержание. В символизме Сологуба не было резкого и дисгармоничного нагромождения эстетических парадоксов или нарочитой таинственности, недосказанности. Напротив, Сологуб стремился к предельной ясности и чёткости – как в лирике, так и в прозе. Доступность поэзии возводилась Сологубом в эстетический принцип.

Константин БальмонтБальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942) – поэт, переводчик и эссеист, представитель раннего этапа символизма, позиционирующий себя ни много ни мало как чародея, совершенствующего Природу. Стихи Бальмонта стали самыми читаемыми, самыми звучными и музыкальными стихами на раннем этапе русского символизма. Константин Дмитриевич сосредотачивался на создании звуко-смысловой ткани текста – той самой музыки, которая, по его глубокому убеждению, и рождает смысл. Бальмонт видел в символизме утонченный способ выражения мыслей, стремился запечатлеть в лирике переменчивые чувства и настроения. Черты символизма, по мнению Бальмонта – культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего, туманность намеков, прихотливость чувства.

Зинаида ГиппиусГиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945) – русская поэтесса, писательница и драматург. Как и ее супруг Мережковский, находилась у истоков символизма в Петербурге. Гиппиус была яркой личностью, для которой были характерны замещение логики и морали эстетикой, трактовка искусства как средоточия всего прекрасного – чистого опыта, и претензии на истинное знание. Основные мотивы лирики Гиппиус – столкновение пошлой реальности и мира фантазий, поиски неземной, нездешней красоты. По ее мнению, всю поэтическую тематику можно свести к трем темам – к человеку, к любви и к смерти, «тройной бездонности мира». Поэтесса пыталась пристально вглядеться в природу человеческой души, передать изначальную двойственность человеческой природы. Для широкой литературной общественности имя Гиппиус стало символом декаданса и эпатажа.

Младшие символисты, в отличие от старших, не отрицали мир, а утопически ждали его преображения, воспевая божественную, красоту, любовь и женственность, которые непременно изменят реальность. Для них характерна обращенность к незримому, «несказанному» как истинному источнику бытия. Все младшие символисты находились под огромным влиянием русского философа В. С. Соловьева. В основе его теории – учение о Софии, премудрости Божией, воплощении женского начала, и божественном единстве Вселенной. Земная любовь в представлениях младосимволистов – искажение высшей, мистической любви.

Александр БлокК младосимволистам, их второму поколению, относится Блок Александр Александрович (1880–1921) – поэт, драматург, публицист и литературный критик. Он как никто из поэтов его времени поднят на знамя символизма, считаясь одним из крупнейших его представителей и иконой русской интеллигенции.

Для всего творчества Блока в целом характерно парадоксальное сочетание мистического и бытового, отрешённого и повседневного. Это отличительная особенность и его психической организации, и, как следствие, его собственного, блоковского символизма. До революции музыкальность стихов Блока убаюкивала аудиторию, погружала её в некий сомнамбулический сон. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось для Блока глубоким творческим кризисом. От стихов о «Прекрасной Даме» до «Двенадцати» поэт прошел большой и сложный путь. Его творческое развитие определялось борьбой реалистических тенденций с символистской отвлеченностью и субъективизмом. И содержание, и поэтический строй стихов изменялись по мере сближения поэта с действительностью.

Андрей БелыйБелый Андрей (Бугаев Борис Николаевич) – (1880–1934) – русский писатель, поэт, математик, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. Раннее творчество отличается формальным экспериментаторством и характерными символистскими мотивами. Белый – один из самых влиятельных и оригинальных символистов. В отличие от Блока, обращенного к прошлому, он обращался к будущему и был очень близок к футуристам.

Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) – поэт и переводчик, художественный и литературный критик, русский богатырь с немецкой кровью и душой ребенка. Вошёл в круг символистов в 1903 году. Основная тема лирики Волошина – мифотворческие искания, языческие мотивы. Являясь выдающимся мастером художественного слова, выражает тончайшие оттенки настроений и впечатлений.

Мирра ЛохвицкаяЛохвицкая Мирра (Мария) Александровна (1869–1905) – русская поэтесса, основоположница русской «женской» поэзии. Как сказал один из исследователей ее творчества, «именно Лохвицкая, а не Ахматова, «научила женщин говорить». Музыкальность, эмоциональность, блестящие метафоры – неотъемлемые черты ее поэзии. Несмотря на мужской шовинизм столпов русского символизма, Лохвицкая была заметной фигурой среди поэтов своего поколения. Критика осуждала ее за эротизм, но смелость в стихах сочеталась у Лохвицкой с большой сдержанностью и даже аскетизмом в частной жизни.

Александр ДобролюбовАлександр Михайлович Добролюбов (1876–1945) – еще один русский декаденствующий символист и роковой мужчина. Находился под сильным влиянием поэзии Бодлера, Верлена и Эдгара По, одно время активно пропагандировал культ смерти. Его лиризм связан с природой, со смертью (как и в случае с декадентизмом) и свидетельствует также о сильном влиянии Шопенгауэра и Ницше. В его творчестве отсутствует формальная граница с прозой, а поэзия достигается за счет ритма, музыкальности и повторения в его предложении. Идейные шараханья от крайней распущенности до самого строго монашества не позволили реализоваться его большому таланту.

Константин Михайлович ФофановФофанов Константин Михайлович (1862–1911) – русский поэт-самородок, не входивший явно ни в одну из поэтических школ, но предвосхитивший в своём творчестве и модернизм, и символизм. Для его мировоззрения характерно ощущение трагического дуализма бытия, дисгармонии между реальностью и недостижимой мечтой. Многое из творческих исканий поэта будет впоследствии заимствовано и разработано поэтами, которые относятся к старшим символистам. Фофанов многих вводил в ступор сочетанием несочетаемого. Все, что видел, поэт воспринимал как знаки, как живые символы и шарады, которые надо разгадывать, подбирая слова из нашего мира, чтобы оживить их скрытый смысл и сделать его прозрачным для понимания. Фофанов запечатлевал трагическую недостижимость мечты и идеала, неустранимый дуализм бытия, его двоемирие, дисгармонию земного и небесного, и эта коллизия в его поэзии стала эстетической ценностью, переживаемой со щемящей тоской.

В своём творчестве символисты стремились к созданию сложной, ассоциативной метафоры, абстрактной и иррациональной. Все поэты-символисты помещали в центр мироздания человека и его чувства и декларировали собственную исключительность, владение сокровенным знанием.

Символизм – элитарное искусство намека. Он предполагает у читателя глубокие знания и огромную любовь к языку и литературе, способность отстраниться от обыденности. Символизм возник в предвоенный период распада государственной идеологии в начале прошлого века, но будущего не имел. Упадок символизма как единого течения произошел в 1910 году.

Символизм оказал огромное воздействие на литературу и искусство последующих поколений и заложил множество творческих традиций, которым поэты следуют и по сей день.


Смотри также:





pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах