«Дом бойца» А. Твардовский
Столько было за спиною
Городов, местечек, сел,
Что в село свое родное
Не заметил, как вошел.Не один вошел – со взводом,
Не по улице прямой –
Под огнем, по огородам
Добирается домой…Кто подумал бы когда-то,
Что достанется бойцу
С заряженною гранатой
К своему ползти крыльцу?А мечтал он, может статься,
Подойти путем другим,
У окошка постучаться
Жданным гостем, дорогим.На крылечке том с усмешкой
Притаиться, замереть.
Вот жена впотьмах от спешки
Дверь не может отпереть.Видно знает, знает, знает,
Кто тут ждет за косяком…
«Что ж ты, милая, родная,
Выбегаешь босиком?..»И слова, и смех, и слезы –
Все в одно сольется тут.
И к губам, сухим с мороза,
Губы теплые прильнут.Дети кинутся, обнимут…
Младший здорово подрос…
Нет, не так тебе, родимый,
Заявиться довелось.Повернулись по-иному
Все надежды, все дела.
На войну ушел из дому,
А война и в дом пришла.Смерть свистит над головами,
Снег снарядами изрыт.
И жена в холодной яме
Где-нибудь с детьми сидит.И твоя родная хата,
Где ты жил не первый год,
Под огнем из автоматов
В борозденках держит взвод.– До какого ж это срока, –
Говорит боец друзьям, –
Поворачиваться боком
Да лежать, да мерзнуть нам?Это я здесь виноватый,
Хата все-таки моя.
А поэтому, ребята, –
Говорит он, – дайте я…И к своей избе хозяин,
По-хозяйски строг, суров,
За сугробом подползает
Вдоль плетня и клетки дров.И лежат, следят ребята:
Вот он снег отгреб рукой,
Вот привстал. В окно – граната,
И гремит разрыв глухой…И неспешно, деловито
Встал хозяин, вытер пот…
Сизый дым в окне разбитом,
И свободен путь вперед.Затянул ремень потуже,
Отряхнулся над стеной,
Заглянул в окно снаружи –
И к своим: – Давай за мной…А когда селенье взяли,
К командиру поскорей:
– Так и так. Теперь нельзя ли
Повидать жену, детей?..Лейтенант, его ровесник,
Воду пьет из котелка.
– Что ж, поскольку житель местный… –
И мигнул ему слегка. –Но гляди, справляйся срочно,
Тут походу не конец. –
И с улыбкой: – Это точно, –
Отвечал ему боец…
1942 г.
Анализ стихотворения
Образ родного дома в трактовке Твардовского становится обязательным фрагментом солдатских воспоминаний о мирном прошлом. Для молодого адресата «Земляку» мысли об отчем крае связаны с эпизодами детства. Бойцы постарше тревожатся о собственном семейном гнезде, о судьбах жен и детей.
Персонажу произведения, датированного 1942 г., довелось освобождать родное село. Реальная ситуация, воспроизведенная в тексте, расходится с мечтами о долгожданной встрече с семьей. Автор моделирует радостную картину возвращения: любящая жена, подросшие дети, поцелуи, смех и слезы.
Счастливый эпизод мирной жизни подчеркнуто условен. Он противопоставлен военному настоящему: в родном селе засел противник, встречающий огнем взвод, в котором служит главный герой. Последний не может просто постучать в знакомое окошко, ему приходится ползти, укрываясь от пуль и снарядов.
Поэт трансформирует традиционный образ дома, символизирующий семейное счастье и стабильную жизнь. Война переворачивает привычные понятия: теперь в хате засели гитлеровцы, превратив мирное жилище в оборонительную точку. Дом перестал служить надежным кровом для родных, поскольку оккупанты выгнали из него женщину с детьми. Мирные жители вынуждены укрываться «где-нибудь» в землянках.
Показательна психологическая реакция персонажа. Изменения настолько колоссальны, что воин не сразу узнает знакомый уголок: он подобен иным городам и селам, ставшим местами боевых действий. На обобщенный характер образа дома указывают лексемы «изба» и «хата», функционирующие в тексте как синонимы.
К противоречивым чувствам героя примешивается комплекс вины. Осознание, что серьезная угроза, препятствующая продвижению взвода, скрыта в собственной избе, призывает солдата к действиям. Рискуя жизнью, он нейтрализует противника.
Автор трактует подвиг как трудную работу, хладнокровно и методично выполненную бойцом-хозяином. В описании действий входят реалистические, подчеркнуто бытовые детали: героический доброволец вытирает пот, отряхивается, затягивает ремень.
Произведение заканчивает диалог, участниками которого выступают главный герой и его командир. После успешной операции солдат просит разрешения увидеться с семьей. Начальник с пониманием относится к желанию подчиненного, выражая свои эмоции полушутливым тоном и едва заметным дружеским жестом. Стихотворение завершается на оптимистической ноте: радостная встреча с родными все-таки состоится.
Автор: Александр Твардовский