«Элегия (Опять я ваш, о юные друзья!..)» А. Пушкин
Опять я ваш, о юные друзья!
Печальные сокрылись дни разлуки:
И брату вновь простерлись ваши руки,
Ваш резвый круг увидел снова я.
Все те же вы, но время уж не то же:
Уже не вы душе всего дороже,
Уж я не тот… невидимой стезей
Ушла пора веселости беспечной,
Навек ушла – и жизни скоротечной
Луч утренний бледнеет надо мной.
Отверженный судьбой несправедливой,
И ласки муз, и радость, и покой –
Я все забыл; печали молчаливой
Рука лежит над юною главой…
Перед собой одну печаль я вижу!
Мне скучен мир, мне страшен дневный свет,
Иду в леса, в которых жизни нет,
Где мертвый мрак, – я радость ненавижу,
Во мне застыл ее минутный след.
Чтоб отогнать угрюмые страданья,
Напрасно вы несете лиру мне:
Минувших дней погаснули мечтанья,
И умер глас в бесчувственной струне.
Опали вы, листы вчерашней розы!
Не доцвели до завтрашних лучей.
Умчались вы, дни радости моей!
Умчались вы – невольно льются слезы,
И вяну я на темном утре дней.О дружество! предай меня забвенью;
В безмолвии покорствую судьбам,
Оставь меня сердечному мученью,
Оставь меня пустыням и слезам.
1817 г.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Элегия (Опять я ваш)…»
Стихотворение написано 1 января 1817 года, после возвращения в Лицей с рождественских каникул, на которые воспитанников отпустили к родным впервые после пяти лет безвыездной жизни. Александр Сергеевич предстает перед читателем молодым, но уже вполне сложившимся поэтом, испытывающим сильное влияние В. А. Жуковского.
Произведение включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «сокрылись дни», «резвости счастливой», «вяну я», «умер глас», вносящую оттенок безысходности;
- эпитеты – «трезвый (в значении рассудительный) круг», «тяжкий сон», «мертвый мрак», «сердечное мученье (внутренний разлад)» – ярко характеризуют и состояние лирического героя, и его окружение;
- лексику высокого стиля – «стезя», «покров», отражающую торжественность переживаемого момента;
- устаревшие формы слов – «глава», «глас», «погаснули»;
- умолчание – «печали … покров лежит …»;
- многочисленные лексические повторы – «ушла пора …, ушла…», «мне страшен …, мне скучен», «Умчались вы …! Умчались вы …», «оставь мученью, оставь … слезам» – создают акценты на ключевых словах;
- перифразы – «утренний луч жизни бледнеет» – то есть наступает неотвратимо, подобно дню, пора зрелости, ответственности, «нести лиру» – в широком смысле – побуждать к творчеству, питать читательские ожидания;
- олицетворения – «ревнивая судьбина», «красноречивая душа», «угрюмые страданья», «мечтанья погаснули», «глас умер» – делают речь живой и образной;
- ряд однородных членов предложения – «улыбку, смех, резвость, покой»;
- метафоры – «покров печали», «печать резвости», «луч жизни»;
- риторические восклицания – «одну печаль я вижу!», «Опали вы, листы розы!», «Умчались вы…!», «О Дружество!» – отражают эмоциональное состояние героя;
- антонимы – «резвость – покой», «веселие – печаль», «мрак – свет» – подчеркивают двойственность человеческого бытия;
- обращение – «о юные друзья».
Очевидно, что в душе юноши назревает мировоззренческий кризис, происходит напряженная внутренняя работа. Лирический герой осознает, что период взросления закончился: наступает новый этап жизни. Он чувствует произошедшую с ним перемену, но не понимает ее природы и впадает в меланхолию. В основе метафорической фразеологии, изображающей внутренний мир героя, лежат символы мрака, угасания, тумана, увядания, холода, темные краски грусти. Произведение проникнуто настроением тоски и томления, глубоких переживаний.
Лирический герой упивается своим состоянием даже в дружеском кругу, который его тяготит.
Элегии ✑