Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Александр Пушкин, Анализ стихотворений

«К морю» А. Пушкин

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый, –
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Дата создания: 1824 г.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе. Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием.

В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.

Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер. В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами». Именно этих качестве так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников. При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями.

Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна. И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу. «Ты ждал, ты звал … я был окован», – пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой. Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.

Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию. К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал. Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести – «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл. Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».

Эпитеты, метафоры, олицетворения…

В тексте огромное количество выразительных средств, среди них:

  • обращения – «свободная стихия», «предел желаний», «о, море», «океан»;
  • олицетворения – «(ты, море) блещешь красой», «рвалась душа», «оплаканный свободой», «говор волн», «стая кораблей»;
  • эпитеты – «свободная стихия «гордая краса», «ропот заунывный», «шум грустный, призывный», «предел желанный», «смиренный парус», «скучный брег», «поэтический побег», «могучая страсть», «хладный сон», «торжественная краса»;
  • перифраз – «море – свободная стихия», «волны – зыби – хребты»;
  • метафоры – «блещешь красой», «бездны глас», «хранимый прихотью», «гробница славы (остров святой Елены)», «угасал Наполеон», «умыслом томим», «капля блага», «страстью очарован (намек на увлечение женой М. А. Воронцова Елизаветой Ксаверьевной)»;
  • сравнение – «как ропот, как зов – твой шум»;
  • многосоюзие – «и тишину…, и …порывы» отражает объемность образа моря;
  • анафора – «ты ждал, ты звал…», «другой… гений, другой властитель (о Байроне, который умер в апреле 1924 года)»;
  • синтаксический параллелизм – «как ты могущ, …как ты неукротим»;
  • многочисленные примеры инверсии – «услышал я», «предел желанный», «рвалась душа моя» – помогают осуществить гармоничную рифмовку;
  • риторические вопросы – «О чем жалеть?», «Куда бы …путь … устремил?», «…куда …б ты вынес…?» – отражают неуверенность стоящего на распутье жизни молодого человека;
  • умолчания: «у берегов остался я…» – автор намекает на то, что альтернатива побегу была довольно привлекательной; «мир опустел…» подчеркивает растерянность автора – он лишился величайшего литературного авторитета;
  • риторические восклицания – «…души предел…!», «Как часто бродил я, …томим!», «Прощай же, море!» отражают эмоциональный настрой лирического героя;
  • лексический повтор «долго, долго слушать буду» оформляет обещание помнить море (морской гул), будучи даже вдалеке от него;
  • ряды однородных членов предложения – «отзывы, звуки, глас, тишину, порывы», «скалы, заливы, блеск, тень, говор» – касаются исключительно морской стихии, разносторонне описывают ее;
  • старославянизмы – «глас», «брег», «рыбари», «вотще (напрасно)», «ныне», «хладный», «почил (упокоился)» придают речи торжественность, подчеркивают важность минуты.

Строка «там на страже уж просвещенье иль тиран» – отсылка к подхваченному романтиками тезису Руссо о том, что просвещение – корень всех зол, а спасение – в возврате к природе. Три последних стиха этой строфы при жизни Пушкина в печати так и не появились.


Анализы стихотворений:
Ахматова; Бальмонт; Бродский; Брюсов; Бунин; Гумилев; Заболоцкий; Маяковский; Пастернак; Твардовский
И не только:
Апухтин; Баратынский; Батюшков; Белый; Блок; Вяземский; Державин; Есенин; Жуковский; Кольцов; Крылов; Лермонтов; Ломоносов; Майков; Некрасов; Никитин; Полонский; Пушкин; Суриков; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева; Языков.

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах