Как писать стихи
Pishi-stihi.ru » Сергей Есенин

«Калики» С. Есенин

Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись Пречистому Спасу.

Пробиралися странники по полю,
Пели стих о сладчайшем Исусе.
Мимо клячи с поклажею топали,
Подпевали горластые гуси.

Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
«Все единому служим мы Господу,
Возлагая вериги на плечи».

Вынимали калики поспешливо
Для коров сбереженные крохи.
И кричали пастушки насмешливо:
«Девки, в пляску. Идут скоморохи».

1910 г.
Сборник «Радуница» (1916). Раздел «Русь».

Анализ стихотворения Есенина «Калики»

Заглавие есенинского творения 1910 г. указывает на центральный образ произведения – нищих богомольцев, народных сказителей и певцов. Автор обозначает конкретные точки маршрута странников, основными пунктами которого становятся деревня, поле и пастбище.

Фрагмент долгого пути, отображенного в стихотворении, начинается с посещения сельского поселения и бытовой сценки: паломники пьют квас, нехитрое крестьянское угощение. Набожные путешественники не могут пройти мимо церквей, не воздав усердной молитвы. Здесь возникает первый элемент комплекса противоречий, моделируемого лирическим героем. Читательское внимание намеренно останавливается на «затворах древних»: двери храмов закрыты, и калики вынуждены молиться снаружи.

По аналогичному принципу построена композиция второго и третьего катренов. Вдохновенный духовный стих, который поют странники, звучит в неподобающей обстановке. Невольными слушателями импровизированного концерта становятся навьюченные изнуренные лошади и гогочущие гуси. Более того, птицы начинают подпевать исполнителям. Авторская ирония, фигурирующая в зачине как намек, в этом эпизоде оформлена явственнее.

«Страдальные» слова, звучащие из уст нищих, даны в форме прямой речи. Ее предмет – высокая тема единения православных. Искренняя проповедь произносится на пастбище, среди коровьего стада.

Кульминационный момент, ставящий точку в развитии мотива несоответствия, представлен в финальном четверостишии. Концовку открывает трогательная сцена: странники, жертвуя частью собственного скудного рациона, предлагают коровам лакомство – хлебные крошки.

Сельским обывателям, занятым повседневными заботами, поведение кротких Божьих людей кажется чудным. Оно вызывает насмешки со стороны крестьянских девок, пасущих скот. Шутка, отпущенная пастушками, отнюдь не безобидна: полная противоположность возвышенному значению духовных стихов, скоморошеские потехи были основаны на приземленном народном юморе и преследовались церковью.

Для создания иронического эффекта поэт прибегает к смелым рифмам, компоненты которых относятся к разным стилям. Молодой автор сочетает слова, обозначающие детали крестьянского быта, с лексикой церковнославянского происхождения.

Изображение контрастов крестьянской жизни, освещенных мягкой иронией, не приобретает обличительного сатирического характера. В более поздних произведениях роль странноватых, но глубоко верующих и вдохновенных богомольцев возьмет на себя лирический герой – скиталец, инок, босяк.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворенийСтихи длиной 16 строк


pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах