Почему Василия Жуковского называют новатором в области поэтического языка
Василий Андреевич Жуковский известен широкому кругу любителей поэзии как предшественник и наставник А. С. Пушкина. Однако литературоведы очень часто называют его новатором в области поэтического языка. Почему?
В первую очередь Жуковский – новатор в области балладного жанра. С творчеством поэта историки связывают начало романтизма в русской литературе. Василий Андреевич первым отказался от характерного для поэзии XVIII века рационализма и уделил все внимания душевным переживаниям своего лирического героя. С этого момента внутренний мир персонажа становится доступен читателю.
Вспомнить хотя бы Светлану из одноименной поэмы:
Вот красавица одна; К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится; Темно в зеркале; кругом Мертвое молчанье; Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье… Робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи… С треском пыхнул огонек, Крикнул жалобно сверчок, Вестник полуночи.(из поэмы «Светлана», 1812 г.)
В отличие от своих предшественников Жуковский наполнил свои произведения завершёнными образами и признаками, позволяющими выделить русскую балладу в отдельный жанр, главной особенностью которого является сочетание мистического сюжета с лучшими традициями исторической песни.
Кроме того, новаторство Жуковского заключалось в том, что он не противопоставляет себя народу, а представляет себя неотъемлемой его частью, недаром «Песня бедняка» написана от первого лица:
Куда мне голову склонить? Покинут я и сир; Хотел бы весело хоть раз Взглянуть на божий мир. И я в семье моих родных Когда-то счастлив был; Но горе спутник мой с тех пор, Как я их схоронил. Я вижу замки богачей И их сады кругом… Моя ж дорога мимо их С заботой и трудом. Но я счастливых не дичусь; Моя печаль в тиши; Я всем веселым рад сказать: Бог помочь! от души. О щедрый бог, не вовсе ж я Тобою позабыт; Источник милости твоей Для всех равно открыт. В селенье каждом есть твой храм С сияющим крестом, С молитвой сладкой и с твоим Доступным алтарем. Мне светит солнце и луна; Любуюсь на зарю; И, слыша благовест, с тобой, Создатель, говорю. И знаю: будет добрым пир В небесной стороне; Там буду праздновать и я; Там место есть и мне.(1882 г.)
В пейзажах, рисуемых поэтом, всегда присутствует человек, тонко чувствующий природу, и царят то безмятежность:
Взошла заря. Дыханием приятным
Сманила сон с моих она очей;
Из хижины за гостем благодатным
Я восходил на верх горы моей;
Жемчуг росы по травкам ароматным
Уже блистал младым огнем лучей,
И день взлетел, как гений светлокрылой!
И жизнью все живому сердцу было.(«Взошла заря…», 1819 г.)
…то трепетное волнение, сменяющееся тревогой и смятением:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь:
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его;
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещещь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя, –
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…
И мгла исчезает, и тучи уходят
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.(«Море», 1822 г.)
Природа и человек для Жуковского едины. Размышления поэта о стихии – попытка осмысления философских истин. Известный историк литературы А. Н. Веселовский назвал стихи В. А. Жуковского о природе «пейзажами души».
В зрелые годы Жуковской охвачен идеей о единстве реального и потустороннего миров, и, разумеется, задумывается о собственном предназначении. Для Василия Андреевича поэзия – не просто дело всей жизни, а «гений чистой красоты». Да-да, именно Жуковский впервые описал этот образ, впоследствии позаимствованный А. С. Пушкиным:
Ах! не с нами обитает Гений чистый красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты; Он поспешен, как мечтанье, Как воздушный утра сон; Но в святом воспоминанье Неразлучен с сердцем он! Он лишь в чистые мгновенья Бытия бывает к нам И приносит откровенья, Благотворные сердцам; Чтоб о небе сердце знало В темной области земной, Нам туда сквозь покрывало Он дает взглянуть порой; И во всем, что здесь прекрасно, Что наш мир животворит, Убедительно и ясно Он с душою говорит; А когда нас покидает, В дар любви у нас в виду В нашем небе зажигает Он прощальную звезду.(«Лалла Рук», 1821 г.)
И в завершение сказанного. В. Г. Белинский однажды написал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Однако именитый критик выразился, пожалуй, не очень точно. Можно с уверенностью сказать, что без Василия Андреевича у нас не было бы того живого и точного поэтического языка, который восхищает и покоряет любителей литературы уже на протяжении многих лет. По сути вся последующая русская лирика – и есть продолжение творчества Жуковского.