Как писать стихи

«Она пришла с мороза…» А. Блок


«Она пришла с мороза…» Александр Блок

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.

Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.

Всё это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух «Макбета».

Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.

Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.

Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

Анализ стихотворения Блока «Она пришла с мороза…»

Знаменитый верлибр, вошедший в учебники стихосложения, датирован началом февраля 1908 г. Поэт отказывается от формообразующих компонентов — канонических категорий метра и рифмы — передавая многогранный смысл и непосредственность жизненных переживаний при помощи характерного рваного ритма. Сохраняются стихотворная строка и строфическое деление текста.

Художественное пространство произведения, на первый взгляд ограниченное комнатой героя-поэта, уходит в бесконечность, поддерживаясь многочисленными культурными аллюзиями и самоцитатами. Пример тому — начальная строка, которая перекликается сразу с двумя блоковскими творениями: «Она пришла с заката» и «Снежная Дева». Женский образ, явленный в тексте верлибра, полемизирует с условным обликом героинь обоих стихотворений — возвышенных, наделенных сверхчеловеческим могуществом и колдовской силой. Дама, посетившая поэта, совсем не похожа на романтический идеал: она живая и непосредственная, немного неуклюжая, склонная к болтовне. Ее бесцеремонное вторжение и фейерверк эмоций вызывают у спокойного и серьезного героя раздражение и досаду.

Чтобы утихомирить шумную визитершу, поэт читает ей вслух шекспировскую трагедию. В этой части хозяина и гостью, противоположных по характеру и манере поведения, объединяет одна эмоция — волнение. Казалось бы, в душах героев воцарилась гармония. Однако следующие строки показывают всю иллюзорность подобной надежды: оказывается, причиной тревоги героини стала бытовая сценка охоты дворового кота на пару голубей.

Иронический, почти анекдотический эпизод сменяется описанием эмоций лирического субъекта, которое завершает стихотворение. Причина раздражения героя кроется не только в дисгармоничных отношениях мужчины и женщины. Современность лишена истинной любви, идеалом которой становятся образы трагической пары, упомянутой Данте в «Божественной комедии». Одновременно поэт заявляет, что принимает мир в его целостности и несовершенстве: на это обстоятельство указывает участие в одном эпизоде самых разнородных фигур — героев, воркующих голубей и книжных персонажей.

Оригинальная форма произведения также построена по принципу «пестрого одеяла». В стихотворении присутствуют метрические строки популярных двух- и трехстопных размеров, внутренние рифмы, примеры звукописи. Однако интонация разговорности, подкрепленная малопоэтичными деталями, господствует в художественном пространстве верлибра, создавая неуловимое ощущение причастности к неидеальному, но мощному и прекрасному потоку жизни.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах