Как писать стихи

«Последний день» А. Блок


«Последний день» Александр Блок

Ранним утром, когда люди ленились шевелиться
Серый сон предчувствуя последних дней зимы,
Пробудились в комнате мужчина и блудница,
Медленно очнулись среди угарной тьмы.

Утро копошилось. Безнадежно догорели свечи,
Оплывший огарок маячил в оплывших глазах.
За холодным окном дрожали женские плечи,
Мужчина перед зеркалом расчесывал пробор в волосах.

Но серое утро уже не обмануло:
Сегодня была она, как смерть, бледна.
Еще вечером у фонаря ее лицо блеснуло,
В этой самой комнате была влюблена.

Сегодня безобразно повисли складки рубашки,
На всем был серый постылый налет.
Углами торчала мебель, валялись окурки, бумажки,
Всех ужасней в комнате был красный комод.

И вдруг влетели звуки. Верба, раздувшая почки,
Раскачнулась под ветром, осыпая снег.
В церкви ударил колокол. Распахнулись форточки,
И внизу стал слышен торопливый бег.

Люди суетливо выбегали за ворота
(Улицу скрывал дощатый забор).
Мальчишки, женщины, дворники заметили что-то,
Махали руками, чертя незнакомый узор.

Бился колокол. Гудели крики, лай и ржанье.
Там, на грязной улице, где люди собрались,
Женщина-блудница — от ложа пьяного желанья —
На коленях, в рубашке, поднимала руки ввысь…

Высоко — над домами — в тумане снежной бури,
На месте полуденных туч и полунощных звезд,
Розовым зигзагом в разверстой лазури
Тонкая рука распластала тонкий крест.

Анализ стихотворения Блока «Последний день»

Каждый поэт создает в своих произведениях некий вымышленный мир, который отвечает его душевному состоянию., стремлениям и желаниям. Был он и у Александра Блока, который очень долго старался не обращать внимания на окружающую его действительность, маскируя ее под налетом романтизма и символизма. Тем не менее, в 1904 году поэт начинает работу над циклом произведений «Город», в которое входит реалистичное стихотворение «Последний день». В нем переплетаются личные переживания автора и серость повседневных будней, в которую, словно проблеск надежды, вплетается вера в Бога. Сумбурное, апокалиптическое стихотворение заставляет не только пересмотреть жизненные приоритеты и принципы, но и задуматься над таким понятием, как вечность.

Являясь признанным мастером сюжетной линии, блок воссоздает весьма неприглядную картину бытия двух людей, одним из которых является он сам. Второй герой, точнее, героиня произведения – женщина легкого поведения, с которой поэт познакомился накануне. Не секрет, что Блок регулярно встречался с проститутками, которые привлекали его не только своей доступностью, но и вульгарностью. Однако накануне вечером в своей очередной избраннице он заметил нечто, что всколыхнуло в нем искренние чувства. «Вечером у фонаря ее лицо блеснуло», — отмечает поэт, подчеркивая, что увидел в этой женщине личность, способную по-настоящему любить. Однако ночной мрак рассеялся, и девица легкого поведения предстала перед ним во всей своей неприглядности: «Безобразно повисли складки рубашки, на всем был постылый серый налет». Стыдясь собственных низменных инстинктов, автор переносит чувство брезгливости на все, что его окружает в этот момент. Однако в тот момент, когда негативные эмоции переполняли автора, в окружающем мире произошло что-то необычное и не поддающееся объяснению. Блок преподносит это явление, как начало Апокалипсиса, наступление которого считает вполне закономерным явлением, если учесть, что мир, по мнению поэта, катится в пропасть. В такой ситуации люди сбрасывают с себя маски и открывают истинные лица, которые нередко выглядят еще более уродливыми, чем в обычной жизни. Однако случайная знакомая поэта предстает совсем в ином ракурсе. Пока за окнами нарастет шум, и тысячи людей выбегают на заплеванную и замусоренную мостовую, «женщина-блудница — от ложа пьяного желанья — на коленях, в рубашке, поднимала руки ввысь». Она единственная оказалась чиста душой и в самый последний день существования мира вспомнила о Боге. И именно по ее молитвам «тонкая рука распластала тонкий крест», который разогнал небесные тучи и остановил неизбежную катастрофу.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маршак; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах