Как писать стихи

«Сонеты Солнца, меда и Луны» К. Бальмонт


«Сонеты Солнца, меда и Луны» Константин Бальмонт

Сонеты солнца, меда и луны.
В пылании томительных июлей
Бросали пчелы рано утром улей,
Заслыша дух цветущей крутизны.

Был гул в горах. От солнца ход струны.
И каменный баран упал с косулей,
Сраженные одной и той же пулей.
И кровью их расцвечивал я сны.

От плоти плоть питал я, не жалея
Зверей, которым смерть дала рука.
Тот мед, что пчелы собрали с цветка, –

Я взял. И вся пчелиная затея
Сказала мне, чтоб жил я не робея,
Что жизнь смела, безбрежна и сладка.

Анализ стихотворения Бальмонта «Сонеты Солнца, меда и Луны»

Удивительно, каким разным может быть творчество одного и того же автора в разные годы его жизни. В нем могут прослеживаться узнаваемые образы, встречаться та же лексика и мелодика, тот же стиль и ритм стихотворений. Но дух при этом может так измениться, что читатель будет растерянно листать сборник, гадая, тот ли это поэт.

Именно это явление мы можем наблюдать, исследуя творческий путь Константина Дмитриевича Бальмонта. На примере произведения «Сонеты Солнца, меда и Луны» легко понять, что все окружающие события, вещи и люди оставляют неизгладимый след в душе поэта, который не может не отразиться в его работах.

Это произведение написано в 1917 году и вошло в одноименный сборник, напечатанный в 1920 г. Эта книга полностью состоит из сонетов, в которых К. Бальмонт снова обращается к привычным темам – личности и душе поэта, его назначению, влиянию на мир. В них автор предстает исследователем глубин мироздания, поэтому стихотворения наполнены символами, мистицизмом, философскими размышлениями.

Образы произведения уже знакомы читателям. Бальмонт по-прежнему восхваляет могущественные небесные светила, но это уже не жизнерадостное Солнце, которое было воспето в «Горящих зданиях». Это грозная сила, способная испепелять. Все чаще поэт выбирает устрашающие эпитеты: «в пылании томительных июлей», «цветущей крутизны».

Повествуя о природе, Константин Дмитриевич обращается не к сюжетам возрождения и ликования жизни, а наоборот, демонстрирует жестокость, крах, гибель существ. Лирический герой сонета теперь не просто восхищенный наблюдатель. Он хищник, он отнимает жизни, чтобы питать себя и свое вдохновение. Размышляя о том, может ли он брать плоды природы для собственной пользы, поэт утверждает это право, провозглашая величие жизни. Это страстный гимн сильным, настойчивым и храбрым личностям.

За этими философскими строками нельзя не увидеть исторического контекста. Кровавые образы животных, грозные звуки («был гул в горах») указывают на внимательное отношение Бальмонта к событиям, происходящим у него на глазах. Известно, что революцию 1917 года поэт не принял и вскоре покинул Родину. Вероятно, в строках «тот мед, что пчелы собрали с цветка, — я взял», автор указывает на свое место в этих событиях, подразумевая под пчелами преданных ему русских читателей, которых ему придется оставить.

Снова К. Бальмонт предстает многогранным разносторонним автором. Ограничивая себя строгой формой сонета, он раскрывает уже известные символы и образы с новых сторон, погружается в неизведанные глубины человеческой души, и одновременно с этим прячет между строк иные смыслы, которые еще предстоит разгадать читателям.

Метки:

Анализы стихотворений:
Александрова; Анненский; Асадов; Ахмадулина; Ахматова; Бальмонт; Баратынский; Батюшков; Белый; Берггольц; Блок; Бродский; Брюсов; Бунин; Гиппиус; Гумилев; Дельвиг; Державин; Друнина; Евтушенко; Есенин; Жуковский; Заболоцкий; Кольцов; Лермонтов; Майков; Мандельштам; Маяковский; Мережковский; Некрасов; Никитин; Пастернак; Плещеев; Пушкин; Рубцов; Самойлов; Северянин; Симонов; Сологуб; Твардовский; Толстой; Тютчев; Фет; Хлебников; Цветаева

pishi-stihi.ru - сегодня поговорим о стихах