«1-е декабря 1837» Ф. Тютчев
Так здесь-то суждено нам было Сказать последнее прости… Прости всему, чем сердце жило, Что, жизнь твою убив, ее испепелило В твоей измученной груди!.. Прости… Чрез много, много лет Ты будешь помнить с содроганьем Сей край, сей брег с его полуденным сияньем, Где вечный блеск и долгий цвет, Где поздних, бледных роз дыханьем Декабрьский воздух разогрет.
1837 г.
Анализ стихотворения Тютчева «1-е декабря 1837»
В году, который стал частью заглавия тютчевского творения, произошли перемены в судьбе поэта-дипломата. Местом его службы был назначен Турин. Столица Сардинского королевства считалась в ту пору европейским захолустьем. Оставив в России жену и дочерей, чиновник выехал на север Италии. Молодого Тютчева волновали не только профессиональные задачи и заботы о растущем семействе. Он вознамерился совершить поступок, меняющий привычки жизни сердечной, – расстаться со своей давней возлюбленной Эрнестиной. Свидание с ней, произошедшее в Генуе, должно было стать последним. Однако судьба не разделила убеждений поэта: через полтора года он женился на Эрнестине, ставшей преданной и мудрой спутницей влюбчивого и непрактичного супруга.
Центральная тема произведения – предстоящая разлука влюбленных. В начальных строках текста вводится элемент, характерный для разговорной речи: автор привлекает лексему «прости» в качестве анафоры.
Содержание первой строфы указывает на характер любовной связи. Особенности ее трактовки традиционны для тютчевской поэтики. Любовь представляется противостоянием, а избранница – «измученной» жертвой, поплатившейся спокойной жизнью за искренность, преданность и душевную щедрость.
В сознании пары, чей роман движется к драматической развязке, интимное переживание неразрывно связано с местом расставания. О нем вскользь упоминается в зачине, и во второй строфе появляется развернутая характеристика художественного пространства. Влюбленные встретились на берегу теплого моря, где осень длится до декабря. Приметы, определяющие роскошный южный пейзаж, – сияние, «вечный блеск», обилие цветов. Стихотворение завершается выразительной деталью, образом поздних роз, которые отличаются от своих летних «сестер» неярким, слабым оттенком окраски бутонов. Цветочный образ олицетворяется: он наделяется свойством дышать, согревая прохладный воздух.
Прощальная хрупкая красота осенней зарисовки ассоциируется с любовным чувством, осложненным мучительным ощущением неизбежного финала. Последний оставит болезненный след в душе героини – таков печальный прогноз субъекта речи. Для передачи эмоций, которые вызовет воспоминание спустя годы, автор прибегает к художественному приему, уточняющему жест возлюбленной. Неосознанное судорожное движение выдает волнение, трепет, грусть, от которых не удастся избавиться навсегда.