«Куст» М. Цветаева
Цикл1Что нужно кусту от меня?
Не речи ж! Не доли собачьей
Моей человечьей, кляня
Которую – голову прячуВ него же (седей – день от дня!).
Сей мощи, и плещи, и гущи –
Что нужно кусту – от меня?
Имущему – от неимущей!А нужно! иначе б не шел
Мне в очи, и в мысли, и в уши.
Не нужно б – тогда бы не цвел
Мне прямо в разверстую душу,Что только кустом не пуста:
Окном моих всех захолустий!
Что, полная чаша куста,
Находишь на сем – месте пусте?Чего не видал (на ветвях
Твоих – хоть бы лист одинаков!)
В моих преткновения пнях,
Сплошных препинания знаках?Чего не слыхал (на ветвях
Молва не рождается в муках!),
В моих преткновения пнях,
Сплошных препинания звуках?Да вот и сейчас, словарю
Придавши бессмертную силу, –
Да разве я тó говорю,
Что знала, пока не раскрылаРта, знала еще на черте
Губ, той – за которой осколки…
И снова, во всей полноте,
Знать буду, как только умолкну.2А мне от куста – не шуми
Минуточку, мир человечий! –
А мне от куста – тишины:
Той, – между молчаньем и речью.Той, – можешь – ничем, можешь – всем
Назвать: глубока, неизбывна.
Невнятности! наших поэм
Посмертных – невнятицы дивной.Невнятицы старых садов,
Невнятицы музыки новой,
Невнятицы первых слогов,
Невнятицы Фауста Второго.Той – до всего, после всего.
Гул множеств, идущих на форум.
Ну – шума ушного того,
Все соединилось в котором.Как будто бы все кувшины
Востока – на лобное всхолмье.
Такой от куста тишины,
Полнее не выразишь: полной.
20 августа 1934 г.
Анализ стихотворения Цветаевой «Куст»
«Куст» – это цикл, состоящий из двух произведений. Марина Ивановна Цветаева написала его около 20 августа 1934 года, будучи в эмиграции. Известно, что жизнь за границей была для неё тяжёлым испытанием. Семья Цветаевой страдала от нехватки денег, а талант самой поэтессы не получил особенного признания. Она перебивалась заработками в основном от прозаических произведений, стихи же не пользовались большой популярностью.
В это нелёгкое время Марина Ивановна часто обращается к глубоким философским темам, проблемам бытия, сущности человеческой жизни, её связи с природой и божественным началом. Именно этим размышлениям и посвящены стихотворения из цикла «Куст».
Первая же картина отсылает нас к библейскому образу неопалимой купины – несгорающего тернового куста, через который бог взывал к пророку Моисею. Вот и куст в стихотворении Цветаевой тоже обращается к лирической героине, от лица которой говорит сама поэтесса. Следует заметить, как автор здесь расставляет акценты. Мы видим, что она выделяет слово «что», кроме того, под ударением находится слово «меня». Таким образом, поэтесса обозначает, что удивлена не тому, что с ней говорит бог или природа в лице растения, но что эта сила обращается именно к ней. С помощью рефрена (повторяется первая фраза) это впечатление усиливается.
Поэтесса постоянно противопоставляет эту сущность, воплотившуюся в образе куста, и саму себя: имущий – неимущая, полная чаща – «место пусто» (имеется в виду душа героини), многообразие листьев куста – голые пни мыслей и слов автора, величественная мощь и густота куста – очи, уши, то есть проявления телесности человека. Так поэтесса разграничивает мир духовного и земного, постоянно принижая себя и причисляя к чему-то низменному, человеческому.
Однако не стоит буквально воспринимать это самоотречение. К концу стихотворения, а затем и во второй части цикла, автор размышляет о том, что на самом деле она уже обладает неким знанием, поэтическим даром, который живёт в ней и проявляется сам по себе, когда умолкает её разум. Именно божественное становится источником для слов, стихов и поэм. Куст дарует лирической героине тишину (возможно, речь идёт о творческой силе), которая пробуждается в душе и заставляет ей творить.
Следует заметить, что это стихотворение нетипично для лирики Марины Ивановны. Оно обладает «рваным» ритмом, ударения в нём постоянно сбиваются, внезапно посреди строки образуются паузы. В стихотворениях можно заметить повторы, анафоры, антитезы, неожиданные авторские реплики, восклицания. Всё это служит единой цели – показать несовершенство человеческой натуры. Однако божественная искра и удивительный поэтический дар способны даже такой неплавный, порывистый стих сделать красивым и глубокомысленным.