«У чудищ» К. Бальмонт
Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.Пойду, пожалуй, теперь к Кощею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Сборник «Фейные сказки» (1905). Раздел «Детский мир».
Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта «У чудищ»
Стихотворение написано в 1905 году поэтом, вернувшимся в Россию после длительной заграничной поездки. Он обращается в фольклорной, сказочной теме, понимая, что она уже не раз была обыграна в литературе. К. Д. Бальмонт использует образы чудищ из русских народных сказок – Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча с его огнедышащей пастью – это излюбленный прием и источник вдохновения множества поэтов, живая вода, питающая их фантазию.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «сидит Яга», «пищали мыши», «старуха злая»;
- парцелляцию (членение предложений) – «Там …как прежде. Сидит Яга», «Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу…» – которая позволяет выделить каждое сообщение, придать ему вес и значимость;
- лексический повтор – «был в шапке, был в невидимке» – повторяющимся глаголом разбито название волшебного аксессуара сказочного героя – шапки-невидимки, что создает акцент на его сверхъестественных способностях, мощи;
- синекдоху – «нитка бус» – эта замена по типу «часть-целое» дает возможность создать яркий образ – нанизанные на нитку простенькие бусинки – минимальными художественными средствами;
- разговорную лексику – «стянул (украл)», «был таков (быстро, поспешно исчезну)»;
- аллитерацию (повторение однородных согласных) – «избушке на курьих ножках», «пищали мыши … в крошках» – близкое соседство шипящих звуков создает слуховой образ – ярко передает мышиные шорохи и хруст сухих крошек;
- перифраз – «Старая» – подразумевается хозяйка избушки – Баба Яга;
- контекстуальные синонимы – «Яга», «Старая», «Ведьма» – исключают нежелательные повторы;
- ряды однородных членов предложения – «пищали и рылись», «разгневал и скрылся» – состоящие из глаголов, они наполняют стихотворение действием, создают дополнительную интригу, напряжение.
Автор рисует образ доброго молодца, озорника (укравшего ненужные ему бусы), неунывающего смельчака, способного на риск. В желании узнать тайны мирозданья он готов балансировать на грани жизни и смерти. Лирический герой не раздумывает, совершая поступки, он не сомневается в своем успехе и демонстрирует удаль и уверенность, отчаянную храбрость, всю силу и бесшабашность русского характера.
Константин Дмитриевич вводит в текст удивительный символ – он уподобляет прекрасное поэтическое слово драгоценным жемчугам, что является скрытой метафорой. Читая стихотворение, нельзя не почувствовать красоту русского слова, удивительную музыкальность стихотворного текста, творцом которого стал большой русский поэт К. Д. Бальмонт.