«Благословляю ежедневный труд…» М. Цветаева
* * * Благословляю ежедневный труд,
Благословляю еженощный сон.
Господню милость и Господень суд,
Благой закон – и каменный закон.И пыльный пурпур свой, где столько дыр,
И пыльный посох свой, где все лучи…
– Ещё, Господь, благословляю мир
В чужом дому – и хлеб в чужой печи.
21 мая 1918 г.
Сборник «Вёрсты» (1921).
Анализ стихотворения Цветаевой «Благословляю ежедневный труд…»
Произведение, датированное концом весны 1918 г., отличает строгий афористичный стиль. Писать лаконично, сжато и содержательно, «как Бог повелел», – такую задачу ставит перед собой поэтесса в «Я счастлива жить образцово и просто…» Анализируемый текст – убедительная иллюстрация авторского тезиса.
Требования, приведенные выше, касаются не только стилистики, но образа жизни лирического «я», «светской пустынницы» – отважной, мудрой, согласующей действия с духом-«вожатым». Она презирает земные условности, признавая лишь власть природного мира и божественного начала.
Сходными чертами наделен психологический портрет героини «Благословляю…» Отринув житейские мелочи, субъект речи сосредоточивается на главном – приятии мудрых принципов, по которым создан Божий мир.
Чтобы передать христианскую кротость своей героини, Цветаева привлекает ряд антонимичных пар. Первые две из них вполне традиционны: противопоставления труда и отдыха, милосердия и кары подготавливают появление контекстуальной антитезы. Она возникает в конце первой строфы. Противопоставляются определения «благой», гуманный и сострадательный – «каменный», жестокий и непреклонный.
Начало второго катрена посвящено описанию внешнего облика субъекта речи. Одеяние из «пыльного пурпура», испещренного дырами, окутывает фигуру героини. В руках у нее – посох, который также обозначен определением «пыльный». У необычной детали имеется важная особенность: она излучает свет, в ней сосредоточены «все лучи». В этом эпизоде автор актуализирует общекультурную семантику пурпурного оттенка – царственного цвета, символа власти. Непривычные атрибуты меняют портрет скромной странницы, утомленной дальней дорогой. Они указывают на высокий статус пророчицы, который обусловлен важностью духовной миссии.
Кульминационной точкой развития темы смирения является благословение чужого дома, появляющееся в финальном фрагменте. Предметы, которые становятся объектами ритуала, – мир и хлеб, нехитрая, но важнейшая основа земного существования.
Сходная позиция лирического субъекта представлена в стихотворении «Чужому». Здесь продемонстрирована способность подняться над идейными разногласиями, увидеть в «ревнителе» противоположного лагеря не врага, а человека. Эмоциональный порыв героини, словно перекидывающей мост для неприятеля, продиктован «законом протянутой руки» и велением открытой души.