«Любовь одна – веселье жизни хладной…» А. Пушкин
* * * Любовь одна – веселье жизни хладной,
Любовь одна – мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей быстрый миг поймает на лету;
Кто к радостям и неге неизвестной
Стыдливую преклонит красоту!Но кто любви не жертвовал собою?
Вы, чувствами свободные певцы!
Пред милыми смирялись вы душою,
Вы пели страсть – и гордою рукою
Красавицам несли свои венцы.
Слепой Амур, жестокий и пристрастный,
Вам терния и мирты раздавал;
С пермесскими царицами согласный,
Иным из вас на радость указал;
Других навек печалями связал
И в дар послал огонь любви несчастной.Наследники Тибулла и Парни!
Вы знаете бесценной жизни сладость;
Как утра луч, сияют ваши дни.
Певцы любви! младую пойте радость,
Склонив уста к пылающим устам,
В объятиях любовниц умирайте;
Стихи любви тихонько воздыхайте!..
Завидовать уже не смею вам.Певцы любви! вы ведали печали,
И ваши дни по терниям текли;
Вы свой конец с волненьем призывали;
Пришел конец, и в жизненной дали
Не зрели вы минутную забаву;
Но, не нашед блаженства ваших дней,
Вы встретили по крайней мере славу,
И мукою бессмертны вы своей!Не тот удел судьбою мне назначен:
Под сумрачным навесом облаков,
В глуши долин, в печальной тьме лесов,
Один, один брожу уныл и мрачен.
В вечерний час над озером седым
В тоске, слезах, нередко я стенаю;
Но ропот волн стенаниям моим
И шум дубрав в ответ лишь я внимаю.
Прервется ли души холодный сон,
Поэзии зажжется ль упоенье, –
Родится жар, и тихо стынет он:
Бесплодное проходит вдохновенье.
Пускай она прославится другим,
Один люблю, – он любит и любим!..
Люблю, люблю!.. но к ней уж не коснется
Страдальца глас; она не улыбнется
Его стихам небрежным и простым.
К чему мне петь? под кленом полевым
Оставил я пустынному зефиру
Уж навсегда покинутую лиру,
И слабый дар как легкий скрылся дым.
<1816>
Анализ стихотворения Пушкина «Любовь одна – веселье жизни хладной…»
Идейно-тематическая общность, узнаваемые элегические мотивы позволили исследователям выделить стихотворные опыты в юношеский цикл, который относится к последним годам пребывания в Лицее. Тексты объединены характерной фигурой лирического героя – страдальца и поэта. Несчастный, снедаемый душевными терзаниями, не может забыть упорхнувшее счастье. Отчаяние и апатию передает метафора, которая уподобляет любовь обманчивому видению и «отраве наших дней». Крушение надежд приводит субъекта речи к отречению от собственного творческого дара, мыслям о напрасно прожитой молодости и скорой безнадежной старости.
Анализируемая элегия была создана в 1816 г. и при жизни автора не публиковалась. По оценке Брюсова, она характеризуется наиболее мрачным звучанием: критик выделяет мотив творческого кризиса, набирающий силу к финалу произведения.
В первой строфе лирическое «я» делится результатами жизненных наблюдений. Субъект речи уверен в противоречивой сущности любви, которую характеризует оппозиция веселья и страданий. Еще одна особенность – кратковременность увлечения: за отрадным мигом следуют бесконечные горести.
Три строфы посвящены собратьям по поэтическому цеху – свободным и вдохновенным «певцам любви». Талантливым коллегам, истинным наследникам авторитетных предшественников, выпал разный жребий. Одним удалось испытать сладость «бесценной жизни» в объятиях красавиц. Те же, кому достались трудности и печали, были вознаграждены славой и бессмертием.
Герой противопоставляет себя старшим коллегам. Его удел – безотрадное существование и грядущее забвение. Душевному унынию вторит картина окружающего мира: плотные облака сумрачны, лесная тьма печальна, поля безмолвны.
В финальной строфе моделируется автопортрет героя, который бродит по берегу озера, охарактеризованного эпитетом «седое». Горькие слезы, стоны и жалобы – настроение лирического субъекта под стать мрачному фону. Скорбящий одинок, и на его сетования откликаются лишь волны да листва деревьев.
В концовке конкретизируются обстоятельства интимной драмы: избранница счастлива с другим. Удачливый соперник будет воспевать возлюбленную в своих стихах, а уделом несчастного побежденного становится гаснущее вдохновение, которое сравнивается с легким дымом.
Творческий кризис достигает особой остроты. Герой совершает знаковый поступок, символизирующий отречение от «слабого» дара стихосложения: он бросает под деревом лиру, считая бесполезными инструмент и собственные попытки к сочинительству.
Элегии ✑